Как и кем осуществляется налоговый контроль цен? Какие новации следует учитывать компаниям в сделках с иностранными партнерами? Проанализируем судебную практику, связанную с трансфертным ценообразованием (далее по тексту – ТЦО).
В общем случае, ТЦО представляет собой механизм реализации товаров взаимозависимым лицам по ценам ниже рыночных.
Как и кем осуществляется контроль цен?
Налоговый контроль за соответствием примененных компаниями цен рыночному уровню осуществляется непосредственно ФНС РФ и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями (п.1 ст.105.17 НК РФ).
То есть только ФНС России вправе предъявлять претензии к ценам по сделкам для целей налогообложения.
Но из общего правила есть ряд исключений, которые были отражены в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст.269 НК РФ», утв. Президиумом ВС РФ от 16.02.2017 г. (далее по тексту - Обзор ВС РФ).
Как отмечено в п.1-3 Обзора и письме ФНС от 27.11.2017 г. №ЕД-4-13/23938@ контроль за ценами со стороны территориальных налоговиков возможен также в случаях, если:
- использование рыночных цен прямо предусмотрено НК РФ (например, ч.II НК РФ при совершении товарообменных и безвозмездных операций);
- доказан факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, для целей налогообложения цену контролируемой сделки вправе проверить только ФНС, а неконтролируемой – территориальные ИФНС только в двух случаях (см.выше).
Следует ли опасаться взаимозависимости группы компаний?
Разделом V.1 НК РФ установлены специальные методы определения рыночной цены, которыми должны руководствоваться налогоплательщики и налоговые органы.
В части сделок между взаимозависимыми лицами при проведении налогового контроля используются следующие методы (п.1 ст.105.7 НК РФ):
- сопоставимых рыночных цен (СРЦ);
- цены последующей реализации (ЦПР);
- затратный;
- сопоставимой рентабельности (СР);
- распределения прибыли (РП).
Применение иных методов допускается в случае, если применение метода СРЦ невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Вкратце обозначим, что метод СРЦ (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров (работ, услуг). В целях применения метода СРЦ (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров (работ, услуг) в единой информационной системе.
Например
В знаковом деле с ПАО «Уралкалий» апелляционный суд согласился с позицией налогового органа, что при исчислении налога на прибыль подлежал применению приоритетный метод его расчета, а именно - метод сопоставимых рыночных цен, поскольку информация о сопоставимых рыночных ценах имеется в общедоступном источнике информации - в котировках информационно-ценового агентства Аргус Медиа (Argus Media).
Компания Аргус Медиа является информационно ценовым агентством, освещающим, помимо прочего, рынки минеральных удобрений, таких как аммиак, сера, азотные, калийные и фосфорные удобрения.
Методология Аргус Медиа к изданию «FMB potash» (FMB Калийные удобрения), позволила ФНС России применить котировку Аргус Медиа на калий хлористый (МОР), с учетом применения необходимых корректировок, в качестве сопоставимой сделки для анализируемых сделок по реализации калия хлористого в адрес URALKALI TRADING SA, поскольку соответствует критериям сопоставимости.
В другом же деле, определяя рыночную стоимость сделки, суд проанализировал заключение эксперта ООО «Центр оценки и экспертизы собственности», назначенного налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки. Оценив данное заключение, суды установили, что рыночные ставки арендной платы определялись экспертом путем телефонного интервьюирования.
Например
Не будут сопоставимыми условия договоров поставки, заключенные с поставщиками, которые содержат существенные различия по условиям доставки продукции в силу различного географического местонахождения контрагентов, различия формировании цены поставляемой продукции. Порядок определения интервала рыночных цен для целей применения метода СРЦ предусматривает использование совокупности цен, примененных в сопоставимых сделках.
Как на практике рассчитывается интервал рыночных цен?
Например, в одном из судебных дел, интервал рыночных цен (минимального значения и максимального значения) налоговиками производился на основании счетов - фактур, выставленных контрагентами в адрес компании в течение одного месяца. Полученный результат сравнивался с ценой приобретения данной продукции контрагентом у компании.
Если цена приобретения была ниже минимального значения или в интервале между минимальным значением и максимальным, то цена приобретения не корректировалась, и признавалась рыночной. Если цена приобретения продукции была выше максимального значения, то цена приобретения корректировалась в сторону уменьшения до максимального значения, и тем самым выводилась сумма необоснованной налоговой выгоды.
Немаловажным фактором в данном споре послужило отсутствие развития компании как экономического субъекта, т.е. занимаясь высокодоходной деятельностью, получая прибыль, предприятие абсолютно не развивалось в экономическом плане (Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2018 г. №А72-1056/2017).
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА (2 ЧАСТЬ)