Регистрация иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей на территории РФ (2 часть)

Постановка на учет в налоговой инспекции и внебюджетных фондах

Согласно действующему законодательству налоговый орган самостоятельно осуществляет как государственную регистрацию иностранного гражданина в качестве предпринимателя, так и его постановку на налоговый учет и на учет во внебюджетные фонды.

В связи с этим следует учесть, что для постановки на учет в налоговом органе предприниматель также не обязан представлять дополнительные документы. Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе является дата внесения соответствующих записей в ЕГРИП (п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110). Факт постановки на налоговый учет будет подтверждаться соответствующим свидетельством по установленной форме.

Налоговая инспекция также самостоятельно в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации предпринимателя направляет сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, региональное отделение Фонда социального страхования РФ, территориальное отделение Фонда обязательного медицинского страхования, территориальные органы Федеральной службы статистики.

Внебюджетные фонды в течение пяти дней после получения таких сведений обязаны поставить предпринимателя на учет и направить в территориальный налоговый орган сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя.

Отделение ПФР осуществляет регистрацию в пятидневный срок с момента получения документов. После этого предпринимателю либо выдается лично, либо направляется по почте уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР (п. 8 Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 02.08.2006 N 197п).

В ФСС РФ индивидуальные предприниматели регистрируются: при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с работниками; в случае принятия предпринимателем решения о добровольной уплате за себя страховых взносов на обязательное социальное страхование (Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н).

Особенности постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). Между тем данная норма вступает в силу с 1 января 2012 г. В настоящее время особенности постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование не установлены.

Налоговые органы самостоятельно направляют сведения в территориальные органы Федеральной службы статистики. Информационное письмо органов статистики о присвоенных кодах ОКВЭД предприниматель должен получить самостоятельно (или через представителя). Для этого в орган статистики представляются простые копии: свидетельства о государственной регистрации предпринимателя; свидетельства о присвоении ИНН (или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН); уведомления о постановке на учет в налоговом органе (если предприниматель уже имел ИНН до регистрации).

Открытие счета в банке

Согласно Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" для открытия расчетного счета в банк представляются:

- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

- карточка;

- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- лицензии (патенты), выданные индивидуальному предпринимателю, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (регулированию путем выдачи патента).

Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эти документы должны быть легализованы. В случаях и в порядке, предусмотренных в банковских правилах, должностное лицо банка (иной сотрудник банка), имеющее (имеющий) степень (квалификацию), предусматривающую возможность выполнения функций переводчика по соответствующему иностранному языку (соответствующим иностранным языкам), вправе осуществить для использования в банке перевод на русский язык документов, необходимых для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), составленных на иностранном языке. Перевод должен быть подписан лицом, его осуществившим, с указанием его должности или реквизитов документа, удостоверяющего его личность, фамилии, имени, отчества (при наличии) и имеющейся у него степени (квалификации).

В течение семи дней со дня открытия счета в банке предприниматель обязан сообщить об этом в налоговый орган (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение срока представления в налоговые органы информации об открытии (закрытии) счета предприниматель привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 118 НК РФ).

Предприниматели, открывшие расчетный счет в банке с 1 января 2010 г., также обязаны письменно сообщить об этом в ПФР и ФСС РФ по месту своей регистрации в течение семи рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета (пп. 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). За непредставление информации об открытии счета предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2011, N 17  С.Гаврилова Ведущий юрист ООО "РосКо - Консалтинг и аудит"