С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные изменения в налоговом законодательстве. Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональные налоги в РФ устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Проанализируем наиболее значимые поправки, касающиеся региональных налогов, вступивших в силу с начала года.
Налог на имущество организаций
Напомним, что ст. 378.2 НК РФ введена специальная норма, устанавливающая особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания). В соответствии с указанной нормой налогооблагаемая база в отношении указанных объектов, включенных в перечень, определяется как их кадастровая стоимость. Для применения специального порядка налогообложения объектов, находящихся в собственности юридических лиц, необходимо принятие регионального закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В условиях снижения темпов экономического роста и, как следствие, роста негативных тенденций по увеличению дефицитов региональных бюджетов проблема наполняемости консолидированного регионального бюджета становится одной из ключевых, стоящих перед регионами. Таким образом, во многих регионах начиная с 2016 г. уже принят расчет налога на имущество по кадастровой стоимости с целью решения проблемы дефицитов региональных бюджетов. Например, Законом Челябинской области от 28.10.15 г. № 242-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О налоге на имущество» установлено, что налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) площадью 2000 кв. м и более и помещений в них площадью 2000 кв. м и более;
- недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
- нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью 2000 кв. м и более.
Отчетные периоды для налога на имущество, исчисляемого с кадастровой стоимости объектов недвижимости
Отметим, что в большинстве регионов приняты поправки в региональные законы и опубликованы на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) до 1 января 2016 г. (письмо ФНС России от 14.08.14 г. № ПА-4-11/16089) перечни конкретных объектов недвижимости с указанием кадастровых номеров, по которым налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости. Однако организации, которые владели такой недвижимостью менее года, до 1 января 2016 г. вынуждены были платить авансы и лишь по итогам года возвращать переплату по излишне уплаченному налогу на имущество. Поэтому принятые Федеральным законом от 28.11.15 г. № 327-ФЗ (далее – Закон № 327-ФЗ) поправки в п. 2 ст. 379 НК РФ оказались как нельзя кстати, так как налоговая нагрузка таких организаций существенно выросла.
Проиллюстрируем новый и старый порядок расчета налога на имущество на примере.
ПРИМЕР 1
Организация реализовала объект недвижимости (столовую) 22 февраля 2016 г. Предположим, что региональным законом в отношении данного объекта установлено, что налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, ставка налога – 2%. Кадастровая стоимость здания столовой составила 1 млн руб.
Рассчитаем авансовые платежи по налогу на имущество за I, II и III кварталы исходя из старого и нового порядка (табл. 1).
Таблица 1. Расчет авансовых платежей по налогу на имущество по старому и новому порядку
Период расчета |
Порядок расчета, действовавший до 1 января 2016 г. |
Порядок расчета с 1 января 2016 г. |
I квартал |
1 млн руб. х 2/3 х 2% х 1/4 = 3333 руб. |
1 млн руб. х 2/3 х 2% х 1/4 = 3333 руб. |
II квартал |
1 млн руб. х 2/6 х 2% х 1/4 = 1667 руб. |
1 млн руб. х 0/3 х 2% х 1/4 = 0 |
III квартал |
1 млн руб. х 2/9 х 2% х 1/4 = 1111 руб. |
1 млн руб. х 0/3 х 2% х 1/4 = 0 |
2016 год |
1 млн руб. х 2/12 х 2% - (3333 руб. + 1667 руб.+ 1111 руб.) = - 2778 руб. (переплата по итогам года) |
1 млн руб. х 2/12 х 2% - 3333 руб. = 0 |
Унитарные предприятия исчисляют налог исходя из кадастровой стоимости
Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 29.11.14 г. № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ), коснутся юридических лиц, владеющих на праве хозяйственного ведения объектом недвижимости, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (п.п. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции).
До 1 января 2016 г. в отношении недвижимого имущества, по которому налоговая база определяется с учетом установленных в ст. 378.2 НК РФ особенностей, принадлежащего организации на праве хозяйственного ведения и учтенного на балансе как объект основных средств налог исчисляется исходя из среднегодовой стоимости объекта. Аналогичная позиция выражена в письме Минфина России от 4.06.15 г. № 03-05-05-01/32447, в котором разъясняется, что в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения, применяется общеустановленный налоговым законодательством порядок определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества. В момент изменения порядка налогообложения имущества в отношении недвижимости законодатели упустили из виду, что организация может распоряжаться имуществом, имея его не только в собственности. Однако с 1 января 2016 г. такого пробела в законодательстве не будет.
Изменен расчет при покупке (продаже) объектов недвижимости в середине года
Федеральным законом от 29.12.15 г. № 396-ФЗ (далее – Закон № 396-ФЗ) уточнен расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости в части недвижимых объектов, приобретенных в середине года.
Напомним, что до 1 января 2016 г. месяц возникновения либо прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества принимался за полный месяц.
Согласно обновленной редакции п. 5 ст. 382 НК РФ, если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества произошло:
- до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
- после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении поправочного коэффициента.
Данный алгоритм расчета полностью заимствован из порядка расчета земельного налога.
ПРИМЕР 2
Организация зарегистрировала право собственности на объект недвижимого имущества (офисное здание) 5 февраля 2016 г.
Предположим, что региональным законом в отношении данного объекта установлено, что налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, ставка налога – 2%.
Кадастровая стоимость офисного здания – 1 млн руб.
Поскольку право собственности на офисное здание зарегистрировано 5 февраля 2016 г. (здание находилось в собственности организации два месяца), то авансовый платеж по налогу на имущество за I квартал 2016 г. будет рассчитан с учетом поправочного коэффициента – 2 мес./3 мес.:
1 млн руб. х 2% х 2/3 х 1/4 = 3333 руб.
Транспортный налог
Начиная с 2012 г. депутаты ГД периодически рассматривают возможность отмены транспортного налога, предполагая заменить его акцизным сбором. То есть транспортный налог должен взиматься по принципу «пользователь платит, когда едет». Однако на сегодняшний день данные проекты так и остались на уровне идей. Видимо, еще сказывается недавняя ситуация с налогом на большегрузные транспортные средства.
Законом № 327-ФЗ внесены лишь уточнения в отношении расчета транспортного налога по дорогостоящим автомобилям.
Уточнен период перечня, который применяется при расчете транспортного налога
Напомним, что транспортный налог в отношении дорогостоящих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисляется с применением повышающих коэффициентов. Федеральным законом от 23.07.13 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй НК РФ» п. 2 ст. 362 НК РФ дополнен повышающими коэффициентами в отношении дорогостоящих автомобилей (табл. 2).
Таблица 2. Повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили при расчете транспортного налога
Наименование показателя |
Средняя стоимость легкового автомобиля, рассчитанная по формуле, составляет: |
|||||
от 3 млн до 5 млн руб. включительно |
от 5 млн до 10 млн руб. включительно |
от 10 млн до 15 млн руб. включительно |
от 15 млн руб. включительно |
|||
Количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля |
Не более 1 года |
От 1 до 2 лет |
От 2 до 3 лет |
Не более 5 лет |
Не более 10 лет |
Не более 20 лет |
Повышающий коэффициент |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
2 |
3 |
3 |
Перечень таких легковых автомобилей размещается Минпромторгом России ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте в сети «Интернет» https://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.
А поскольку перечни размещаются ежегодно, то непонятно, каким перечнем руководствоваться при расчете налога за календарный год.
Изменен расчет при покупке (продаже) транспортных средств в середине года
Законом № 396-ФЗ уточнен порядок расчета транспортного налога в отношении транспортных средств, приобретенных (проданных) в середине года.
Напомним, что до 1 января 2016 г. в случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц (письмо Минфина России от 19.09.12 г. № 03-05-06-04/163). То есть если в течение года собственник автомобиля менялся, то транспортный налог вынуждены были уплачивать за один и тот же месяц «старый» и новый собственник (письмо Минфина России от 4.10.13 г. № 03-05-06-04/41284). По мнению представителей финансового ведомства, подобный порядок уплаты транспортного налога не приводит к двойному налогообложению, поскольку его уплачивают разные налогоплательщики (письма Минфина России от 4.10.13 г. № 03-05-06-04/41284, от 1.02.13 г. № 03-05-06-04/21). Однако в результате установленного порядка транспортный налог за один и тот же месяц одновременно уплачивался и продавцом, и покупателем транспортного средства.
Согласно обновленной редакции п. 2 ст. 346.2 НК РФ, если регистрация транспортного средства произошла:
- до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства;
- после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента.
Изменен срок уплаты транспортного налога для физических лиц
Физические лица будут платить транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.15 г. № 320-ФЗ, далее – Закон № 320-ФЗ). Новый срок уплаты имущественных налогов установлен с 2016 г. Напомним, что ранее срок был установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Изменен срок уплаты земельного налога для физических лиц
Физические лица также будут платить земельный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ в ред. Закона № 320-ФЗ).
Сняты ограничения для подачи документов на вычет по земельному налогу
Для отдельных категорий физических лиц предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по земельному налогу на 10 000 руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ).
Для того чтобы реализовать свое право на вычет, таким физическим лицам необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на льготу, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 1 июля 2016 г. подтверждающие документы можно будет предъявить в любую налоговую инспекцию по выбору физического лица (п. 6 ст. 391 НК РФ и п. 10 ст. 396 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.12.15 г. № 396-ФЗ).
Налог на имущество физлиц
Напомним, что с 1 января 2015 г. налог на имущество физических лиц рассчитывается в соответствии с правилами главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. С помощью коэффициента-дефлятора корректируется инвентаризационная стоимость объекта налогообложения. В 2016 г. коэффициент-дефлятор увеличится до 1,329 по сравнению с 1,147 в 2015 г. Обновленный размер коэффициента-дефлятора утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.10.15 г. № 772.
Отметим, что во многих регионах уже выполнены условия, необходимые для перехода на расчет налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА № 03, 28 января 2016 года