Реформа гражданского законодательства

В настоящее время гражданское законодательство России претерпевает серьезные изменения. Эти изменения носят принципиальный характер и касаются практически всех институтов гражданского права.

Как отмечают эксперты, реформа гражданского законодательства проводится с такой целью как сближение правовой системы Российской Федерации и стран Европейского союза, обеспечение стабильности гражданского оборота посредством укрепления гражданских прав, совершенствование понятийного аппарата ГК РФ, и придание большей определенности тем нормам, которые в настоящее время недостаточно совершенны.

Изменения гражданского законодательства России обширны.

Рассмотрим некоторые из них, которые предусмотрены  законопроектом № 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Что касается основных институтов гражданского права, следует отметить, что претерпел существенное изменение институт юридического лица. Изменился подход к определению понятие юридического лица. Также устанавливается новая градация юридических лиц, меняются требования к их созданию, учредительным документам, минимальному размеру уставного капитала, ликвидации и пр.

В проекте ГК РФ под юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

КОМПЛЕКСНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Нововведением является то, что юридические лица подразделяются на:

  • корпорации,
  • унитарные юридические лица.

Как корпорации, так и унитарные юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими.

Отличительной особенностью корпоративных организаций является то, что они основаны на началах членства. Это означит, что их учредители (участники, члены) обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства). К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов.

Унитарные организации не основаны на началах членства. Учредители унитарного юридического лица  не становятся их участниками. К унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, а также публично-правовые компании.

Виды коммерческих организаций, по сравнению с действующей редакцией ГК РФ, не претерпели существенные изменения. Из числа коммерческих организаций исключено общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество.

По новым правилам хозяйственные товарищества смогут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества - в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Хозяйственные общества, в свою очередь, разделены на публичные и непубличные общества. К публичным хозяйственным обществам относятся акционерные общества, обладающие признаками публичности. В частности, если ценные бумаги таких акционерных обществ размещаются публично путем открытой подписки, или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.

Перечень некоммерческих организаций существенно расширяется. Появляются такие виды как казачьи общества, общины коренных малочисленных народов и публично-правовых компаний, автономные некоммерческие организации. Перечень некоммерческих организаций предполагается сделать закрытым. Закрытый перечень некоммерческих организаций будет закреплен только в ГК РФ.

Юридическое лицо, как известно, должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Важным обстоятельством является то, что в ГК РФ предлагается внести положение об обязательной проверке регистрирующими органами подаваемых на регистрацию сведений о юридическом лице.

По общему правилу единственным учредительным документом любого юридического лица будет являться только устав. Хозяйственные товарищества смогут действовать на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава.

Минимальный размер уставного капитала хозяйственных товариществ и обществ предполагается не закреплять в ГК РФ.

Кроме того, предлагается установить правовые основы регулирования корпоративных договоров.

Корпоративный договор будет заключаться между участниками хозяйственного общества или некоторыми из них. Этот договор будет регулировать осуществление корпоративных (членских) прав. В соответствии с этим договором участники хозяйственного общества берут на себя обязательства осуществлять права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления.

В законопроекте предлагается специальная форма корпоративного договора. Он должен заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Предполагается установление обязанности участников хозяйственного общества, заключивших корпоративный договор, уведомить об этом общество. В случае неисполнения данной обязанности указанными лицами участники общества, не являющиеся сторонами корпоративного договора, вправе требовать возмещения причиненных им убытков.

В проекте предлагается изменить регулирование правового статуса дочернего хозяйственного общества. Так, основное общество (товарищество) будет отвечать солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним не только во исполнение указаний основного общества, но и с его согласия. Правила определения аффилированности лиц не меняются.