Прием на работу граждан СНГ (на примере Украины): порядок оформления и налогообложения

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Осуществлять трудовую деятельность иностранный гражданин может на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, заключаемых с работодателем.

БИЗНЕС ВИЗА В РОССИЮ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ

Правовой статус иностранного работника на территории РФ определяется его положением, определяемым в соответствии с Законом 115-ФЗ, а именно иностранец может быть:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Помимо указанного статуса при заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником, необходимо учитывать установленный порядок въезда в Российскую Федерацию. Между некоторыми странами и Россией подписаны соглашения о безвизовом въезде граждан обеих стран на территории друг друга, а с другими таких соглашений нет. Поэтому, прежде чем рассматривать вопрос о порядке приема на работу граждан Украины, необходимо определить, какой порядок въезда установлен для этой категории граждан.

Между нашим государством и Украиной подписано Соглашение о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997). 

Таким образом, в отношении граждан Украины действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ. Это означает, что для работодателя, желающего принять на работу гражданина Украины не установлено обязанности по получению разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников (пп.1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ), однако работникам иметь разрешение на работу необходимо. Разрешение выдается ФМС в соответствии со специальным Административным регламентом (утвержден приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса РФ и Росрыболовства от 11.01.2008 N 1/4/1/2. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект федерального закона, который предусматривает право граждан Украины до получения ими статуса беженца на территории РФ и (или) получения ими гражданства РФ осуществлять трудовую деятельность на территории России без получения разрешения на работу. Но пока данный документ не принят, применяется действующий порядок приема на работу.

Разрешение на работу

Обращаем Ваше внимание, что временно пребывающий иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу. В свою очередь работодатель также не вправе привлекать работника иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному работнику выдано разрешение на работу, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Данные правила распространяются только на иностранных работников, имеющих статус «временно пребывающий».

Если украинец получил в России разрешение на временное проживание или вид на жительство, то получать разрешение на работу ему не нужно, точно также как не нужно получать разрешение на привлечение к труду иностранца и работодателю (пп.1 п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Единственное ограничение здесь установлено для временно проживающих, они вправе работать только в пределах субъекта РФ, в котором ему выдано разрешение на работу, для постоянно проживающих иностранцев таких ограничений нет.

Также относительно этих двух категорий работников Украины для работодателя не установлено обязанности по уведомлению органов ФМС и службы занятости, поскольку лица, временно и постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 9 ст. 6, п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Формы и порядок уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.

Возвращаясь к временно пребывающим работникам, отметим, что в отношении них, работодатель обязан:

  •  в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147;
  • уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676;
  • направлять в ФМС информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
  • направлять в ФМС информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

НУЖНО ЛИ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ СОТРУДНИКОВ - ГРАЖДАН СНГ ОФОРМЛЯТЬ КВОТЫ?

Работодатель обязан представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Прием на работу: документы

При приеме на работу иностранного работника необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ). Гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
  • разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев), или разрешение на временное проживание/отметку в паспорте о разрешении на временное проживание (для временно проживающих), или вид на жительство (для постоянно проживающих);
  • трудовую книжку — если работник предоставляет трудовую книжку образца 1974 года, то заводить новую не нужно, поскольку данная форма трудовой книжки до сих пор применяется на территории РФ, но в случае отсутствия трудовой книжки разрешенного образца работодатель должен завести на работника новую (Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.), сторонами которого являются Российская Федерация, Украина и Беларусь, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа;
  • свидетельство ПФ РФ — предъявляют временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы.
  • документы воинского учета граждане Украины при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ не только резиденты РФ, но и физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, в том числе иностранные работники. И хотя нормами НК РФ не установлен перечень документов, на основании которых может определяться период нахождения лица в России, по мнению налоговиков это можно сделать на основании документов, подтверждающими фактическое нахождение на территории РФ, к примеру, справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 апреля 2012г. N 03-04-05/6-557). Таким образом, заработная плата, выплачиваемая иностранным работникам, является их доходом, подлежащим обложению НДФЛ, а организация, в которой они работают обязана исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога.

Обращаем Ваше внимание, что до момента приобретения статуса налоговых резидентов РФ применяется ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Также, лицам, которые не являются налоговыми резидентами РФ, не предоставляются стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 НК РФ.

МИГРАЦИОНКА - Разрешение на работу МИГРАЦИОНКА - Разрешение на работу
Взносы на социальное страхование

ПФР: Начисляются, если заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев в течение календарного года, либо несколько срочных трудовых договоров общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года (п. 15 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-Ф).

ФСС: взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ч. 1 ст. 2 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Что касается страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то их следует начислять на доходы иностранного работника, в том числе гражданина Украины, независимо от его статуса (временно пребывающий, временно или постоянно проживающий) (статья 5 ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ).

ФОМС: обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ и работающие в организации по трудовым договорам. 

РАБОТА ПО ПАТЕНТУ: КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ ГРАЖДАНИНУ СНГ?

Временно пребывающие граждане Украины данному виду страхования не подлежат, исключение составляют украинцы, получившие статус беженцев (ст. 10 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ). Такие граждане имеют право на получение:

  • пособия по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Летом этого года в связи с военными событиями на Украине, в Россию прибыло большое количество граждан Украины. Такие граждане могут получить статус беженца, на основании которого прием на работу значительно упрощается. Так, гражданам, имеющим статус беженцев, не нужно получать разрешение на работу, а работодателям извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с ними трудовых отношений (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Беженцы имеют право на пенсионное обеспечение в России на период действия статуса, а также получать пособия по инвалидности и потере кормильца.