«Прибыльные» поправки (2 часть)

Проанализируем наиболее значимые поправки, касающиеся налога на прибыль.

Скорректирован порядок расчета расходов на НИОКР

С 1 января 2018 г. компании в большем размере смогут включать расходы на НИОКР.

В фактические расходы на научные разработки, помимо расходов, потраченных на разработку, включаются и страховые взносы (пп.2 п.2 ст.262 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2017 г. №166-ФЗ). При этом компании по-прежнему будут использовать коэффициент 1,5 к фактическим расходам на  научные разработки.

В фактических затратах можно учесть покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели, образцы (пп.3.1 п.2 ст.262 НК РФ).

Компании, осуществляющие расходы на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, представляет в налоговую инспекцию отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ).

Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ). Отчет представляется в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать установленным национальным стандартом общим требованиям к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов (п.8 ст.262 НК РФ).

Изменения в части применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации

При начислении амортизации  в отношении зданий, имеющим высокую энергетическую эффективность, повышающий коэффициент 2 не применяется (пп.4 п.1 ст.259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 г. №286-ФЗ).

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ (пп.4 п.2 ст.259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 г. №286-ФЗ).

Инвестиционный вычет при приобретении и модернизации основных средств

С 1 января 2018 г. компания имеет право уменьшить суммы налога (авансового платежа) на инвестиционный налоговый вычет в порядке, предусмотренном ст.286.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

Важно!
Инвестиционный налоговый вычет применяется к основным средствам, относящимся к 3 - 7 амортизационным группам (п.4 ст.286.1 НК РФ).

Суть вычета - это возможность в уменьшении доходов на расходы, связанные с покупкой или модернизацией основных средств 3 - 7 амортизационной группы.

Правила предоставления инвестиционного вычета

  • вычет в региональной части налога прибыль (аванса) - не более 90 % суммы расходов текущего периода, на покупку, доработку, модернизацию, техническое перевооружение основных средств. Инвестиционный вычет не предоставляется на расходы по ликвидации основных средств (п.2 ст.286.1 НК РФ).
  • вычет в части федерального бюджета инвестиционный вычет текущего налогового (отчетного) периода не может составлять более 10 % суммы расходов текущего периода, на покупку, доработку, модернизацию, техническое перевооружение основных средств.

При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля (п.3 ст.286.1 НК РФ).

  • размер инвестиционного налогового вычета не может быть более предельной величины. Предельная величина инвестиционного вычета равна разнице между расчетной суммой налога, зачисляемой в региональный бюджет по обычной ставке и суммой налога по ставке 5 процентов (если иной размер ставки не определен региональными властями).
  • инвестиционный налоговый вычет применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость объекта основных средств (п.5 ст.286.1 НК РФ).

То есть основные средства 3 - 7 амортизационной группы должны быть введены в эксплуатацию либо изменена их первоначальная стоимость после 01.01.2018 г.

Важно!
Компании, которые воспользуются вычетом уже не вправе учитывать в расходах амортизацию по таким объектам (п.7 ст.258 НК РФ).Применение вычета должно отражаться в учетной политике для целей налогообложения. Вычет должен распространяться на все объекты основных средств (нельзя применять выборочно), а использование (отказ от использования) права на применение вычета допускается с начала очередного налогового периода.  

При этом компания вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение вычета по истечении 3-х последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта РФ.

Законом определены категории налогоплательщиков, которые не вправе применять инвестиционный налоговый вычет. Например, организации - резиденты особых экономических зон, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п.11 ст.286.1 НК РФ).

В том случае, если компания решить продать основное средство, в отношении которого применен вычет, до истечения срока его полезного использования сумма налога, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней (п.12 ст.286.1 НК РФ).

«ПРИБЫЛЬНЫЕ» ПОПРАВКИ (1 ЧАСТЬ)

Что должны сделать региональные власти?

Для того чтобы норма заработала, региональные власти должны принять закон, в котором вправе установить:

  • право на применение инвестиционного вычета;
  • размеры инвестиционного вычета;
  • категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) вычет;
  • категории объектов основных средств, в отношении которых предоставляется (не предоставляется) вычет.

Отметим, что и сейчас ряд субъектов РФ создают благоприятные условия для привлечения новых инвесторов и для реализации инвестиционных проектов. Так, Закон Челябинской области от 23.06.2011 г. №154-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» устанавливает пониженную ставку налога для компаний:

  • созданных после 01.01.2011 г. и осуществивших капитальные вложения производственного назначения на территории Челябинской области в размере не менее 8 млн рублей.

Показатель снижения ставки налога рассчитывается в зависимости от стоимости капитальных вложений, осуществленных в налоговом периоде.

Пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, с учетом показателя снижения не может быть ниже 13,5 %.

  • реализующих, начиная с 2011 г. приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 млн руб. - на пять последовательных налоговых периодов.

Законом Санкт-Петербурга от 14.07.95 г. №81-11 «О налоговых льготах» предусмотрено право на применение пониженной ставки, если компанией осуществлены вложения на сумму от 800 млн рублей и более. Для того чтобы воспользоваться «местной» льготой, плательщики должны предоставить в Администрацию города ряд документов и впоследствии формировать специальные отчеты (перечень капитальных вложений, расчет экономического эффекта от использования инвестиционных проектов и пр.).