Обсуждаем Законопроекты
Какие изменения в части исчисления и уплаты страховых взносов ожидают плательщиков в 2016 г.? Рассмотрим принятые постановления и законопроекты, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов.
На сегодняшний день на разных этапах прохождения в Государственной Думе находятся несколько законопроектов, касающихся начисления страховых взносов во внебюджетные фонды.
Проектом № 797841-6 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Законопроект № 797841-6) предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты РФ (внесен Правительством РФ, на момент написания статьи принят в первом чтении (постановление ГД ФС РФ от 25.09.15 г. № 7293-6 ГД):
Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ);
Федеральный закон от 29.12.06 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ);
Федеральный закон от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Законопроект № 797841-6 уточняет, какие нормативные правовые акты в области данного вида обязательного социального страхования принимаются непосредственно Правительством РФ или принимаются в порядке, определенном Правительством РФ.
Кроме того, в декабре 2014 г. был принят Федеральный закон от 1.12.14 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 406-ФЗ). В настоящее время Правительством РФ распоряжением от 7.10.15 г. №1983-р одобрен законопроект «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и в статью 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который предусматривает сохранение до 2018 г. включительно тарифа страховых взносов на уровне 2015–2017 гг. для основной массы плательщиков страховых взносов в размере 30%.
Тарифы и сроки уплаты страховых взносов
Прежде всего отметим, что Законом № 406-ФЗ предусмотрено оставить тарифы страховых взносов на 2016 г. на прежнем уровне.
Так, для основной категории плательщиков (за исключением страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) будут действовать следующие тарифы:
-
в ПФР – 22,0% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов);
-
в ФСС РФ – 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
-
То есть страховые взносы в ФСС РФ и в 2016 г. будут начисляться в пределах установленного лимита. При превышении размера выплат начислять и уплачивать страховые взносы в ФСС РФ не нужно;
-
в ФФОМС – 5,1%.
В 2016 г. ряд страхователей также будут уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу.
Во-первых, пониженный тариф (в ПФР – 6,0%, в ФСС РФ – 1,5%, в ФФОМС – 0,1%) установлен для юридических лиц и ИП, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.15 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Этот же страховой тариф (7,6%) вправе применять плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Во-вторых, будет действовать до 2018 г. включительно страховой тариф в размере 14% для отдельных категорий страхователей, таких как:
-
хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
-
организации и ИП, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне;
-
организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий;
-
организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.
Также сохраняется до 2018 г. включительно право на применение тарифа в размере 20% для отдельных представителей субъектов малого предпринимательства, таких как:
-
организации и ИП, применяющие УСН по установленным основным видам экономической деятельности;
-
аптечные организации и ИП, уплачивающие ЕНВД и имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;
-
некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта;
-
благотворительные организации, применяющие УСН;
-
ИП, применяющие ПСН.
В-третьих, для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, установлена ставка 0%.
В-четвертых, участники проекта «Сколково» в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта могут применять тариф в размере 14%.
В 2016 г. также планируется сохранить действующие тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Напомним, что порядок уплаты и размеры тарифов установлены Федеральным законом от 22.12.05 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (далее – Закон № 179-ФЗ).
Законопроектом предусмотрено, что в 2016 г. и в плановый период 2017 и 2018 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, ИП в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы.
Кроме того, в 2016 г. планируется изменить (сдвинуть) сроки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Так, Законопроектом № 797841-6 предусмотрено, что страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним рабочий день.
Напомним, что в настоящее время «несчастные» страховые взносы подлежат уплате в срок, установленный для получения (перечисления) средств на выплату заработной платы работников.
Таким образом, «несчастные» страховые взносы будут уплачиваться в ФСС РФ в такой же срок, как и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, т.е. ежемесячно не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за расчетным.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов
Как предусмотрено проектом постановления Правительства РФ «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ с 1 января 2016 г.», предельная величина базы для начисления страховых взносов:
-
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2016 г. в 1,079 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 723 000 руб. нарастающим итогом;
-
на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в РФ на 2016 г., увеличенного в 12 раз и применяемого к нему повышающего коэффициента на 2016 г. в размере 1,8, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 800 000 руб. нарастающим итогом.
Рассмотрим, как рассчитывались данные показатели.
Согласно разработанным Минэкономразвития России параметрам прогноза социально-экономического развития РФ на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2016 г. составит 37 051 руб. Аналогичный показатель заработной платы в 2015 г. – 34 352 руб. Таким образом, исходя из параметров прогнозных показателей размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличится на 7,9% (37 051 руб. : 34 352 руб. = 1,079).
Таким образом, предельная величина на социальное страхование на 2016 г. составит: 670 000 руб. х 1,079 = 722 930 руб., с учетом округления – 723 000 руб.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2016 г. с учетом повышающего коэффициента в размере 1,8 составит: 37 051 руб. х 12 х 1,8 = 800 301,6 руб., с учетом округления – 800 000 руб.
Порядок расчета «несчастных» выплат
Законопроектом № 797841-6 изменяется порядок расчета выплат при стойкой утрате работником профессиональной трудоспособности. При расчете размера утраченного застрахованным лицом в результате наступления страхового случая заработка учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, договору авторского заказа, в соответствии с которыми заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В случаях, если период работы, повлекшей повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого путем деления суммы заработка за проработанное время на число проработанных дней и умножения полученного результата на количество рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.
При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы, а также месяцы, за которые отсутствуют сведения о заработке застрахованного, заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами на работе, повлекшей повреждение здоровья, за которые имеются сведения о заработке, либо исключаются в случае невозможности их замены.
В случае, если застрахованный работник не имеет возможности представить справку о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, ежемесячная страховая выплата рассчитывается из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли (подотрасли) для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами, или (по выбору застрахованного) минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию.
Регистрация страхователей
Законопроектом № 797841-6 предусмотрено продление срока регистрации страхователей – физических лиц, заключивших трудовой договор с работником либо гражданско-правовой договор (предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, договора авторского заказа), с 10 до 30 календарных дней со дня заключения такого договора.
Статьей 6 Закона № 125-ФЗ планируется установить сроки снятия с учета страхователей. Так, снятие с учета осуществляется для:
-
страхователей–юридических лиц – не позднее 5 дней со дня представления соответствующих сведений;
-
страхователей–юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений – не позднее 14 дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета по месту нахождения такого подразделения;
-
страхователей–физических лиц, заключивших трудовой договор с работником либо гражданско-правовой договор, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, – не позднее 14 дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета.
В Законопроекте № 797841-6 уточнено, что период для установления штрафа при нарушении установленных сроков регистрации страхователей исчисляется в календарных днях (абзац 3 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).
Сама же сумма штрафа не поменялась и составляет при нарушении срока регистрации в качестве страхователя более чем на 90 календарных дней – 10 тыс. руб.
Ужесточение штрафных санкций
Контроль за порядком исчисления и уплаты «несчастных» страховых взносов по-прежнему будет осуществляться территориальными органами ФСС РФ.
Законопроектом № 797841-6 предлагается ужесточить ответственность за непредставление страхователем отчетности в установленный срок. Так, минимальный штраф с 1 января 2016 г. будет составлять 1000 руб. (сейчас – 100 руб.). Штраф будет исчисляться в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% этой суммы и не менее 1000 руб.
Такой же штраф может быть взыскан со страхователя за отказ или непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов. То есть каждый непредставленный документ будет стоить страхователю 200 руб.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 40–45 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА № 41, 12 ноября 2015 года