Законопроект №113663-7 «О внесении изменений в статьи 164 и 165 НК РФ» принят в первом чтении. В чем смысл законопроекта и выгодно ли налогоплательщику не применять 0 ставку НДС при экспорте?
По общему правилу компании имеют право на вычет «входного» НДС по товарам, работам или услугам, использованным для экспорта (п.2 ст.171, п.3 ст.172 НК РФ). С 1 июля 2016 года вычеты сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта и облагаемых НДС по ставке в размере 0 процентов, осуществляются по мере принятия приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) на учет и получения счетов-фактур от поставщиков (п.3 ст.172 НК РФ).
Согласно абз.3 п.10 ст.165 НК РФ к сырьевым товарам в целях применения вычетов по НДС на момент определения налоговой базы относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды видов товаров, перечисленных в указанном абзаце, определяются Правительством РФ в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД).
Однако до настоящего времени соответствующее постановление Правительства РФ не принято.
Поэтому компаниям следует руководствоваться ТН ВЭД.
НАПРИМЕР
В соответствии с ТН ВЭД вид товара «электроэнергия» включен с кодом 271600000 в группу 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные», включенную в раздел V «Минеральные продукты» (Письмо ФНС РФ от 16.05.2017 г. №СД-4-3/9082@).
В отношении сырьевых товаров предусмотрен особый порядок вычета «входного» НДС.
Согласно п.3 ст.172 НК РФ вычеты сумм НДС производятся в порядке, установленном ст.172 НК РФ, на момент определения налоговой базы.
Моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ (п.9 ст.167 НК РФ). В случае если полный пакет документов не собран в течение установленных сроков, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп.1 п.1 ст.167 НК РФ - по дате отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно Перечню, утвержденному Приказом ФНС РФ от 14.03.2016 г. №ММВ-7-3/136@ «Об утверждении Перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур», операциям по восстановлению сумм НДС при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0%, соответствует код 21, в отношении сумм НДС, ранее восстановленных при совершении экспортных операций, указывается код операций 25.
На сегодняшний день отказаться от применения 0 ставки НДС компания не вправе.
Цель законопроекта
Законопроектом предлагается предоставить компаниям право не применять 0 ставку НДС при экспорте товаров, а также выполнении работ (оказании услуг), связанных с перевозкой (транспортировкой) таких товаров, на основании заявления компании, представляемого в налоговый орган по месту учета, в отношении всех указанных операций, на срок не менее одного года.
Законопроектом предлагается установить перечень документов, подтверждающих обоснованность применения 0 ставки НДС при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях иностранным лицам.
Суть законопроекта
Указанным законопроектом предлагается предоставить компаниям право отказаться от применения 0 ставки НДС при совершении экспорта по реализации:
- товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта;
- услуг по международной перевозке товаров (п.2.1 ст.164 НК РФ);
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти, нефтепродуктов, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ (п.2.2 ст.164 НК РФ);
- услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию РФ для ее дальнейшей переработки (п.2.3 ст.164 НК РФ);
- услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии в электроэнергетические системы иностранных государств (п.2.4 ст.164 НК РФ);
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ (п.2.5 ст.164 НК РФ);
- услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (п.2.7 ст.164 НК РФ);
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории РФ (п.2.8 ст.164 НК РФ).
Чтобы воспользоваться правом отказаться от применения 0 ставки НДС, компании должны представить заявление в налоговый орган по месту учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого намерены не применять 0 ставку НДС.
Кроме того, законопроектом предусмотрен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС в размере 0% при реализации на экспорт товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях иностранным лицам.
Так, законопроектом предлагается дополнить п.1 ст.165 пп.6 следующего содержания: в случае, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях, в налоговые органы представляются:
- документы (копии документов), подтверждающие фактическую оплату покупателем реализованных товаров;
- оформленные в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством РФ о таможенном деле таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия и копия сопровождающей международные почтовые отправления таможенной декларации CN 23, форма которой установлена актами Всемирного почтового союза, либо копия сопровождающей международные почтовые отправления таможенной декларации CN 23 с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, производивших таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Выгодно ли отказаться от применения 0 ставки НДС?
Одной из проблем отказа в возмещении НДС связано с классификацией осуществленных операций в качестве экспортных. Так, немало споров по 0 ставке НДС связано с осуществлением операций по международной транспортировки товаров.
Кроме того, осуществляя разовую экспортную операцию, компания сможет не собирать подтверждающий комплект документов, обосновывающий применение 0 ставки.
Ведь при экспорте товаров в страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения) налогообложение осуществляется в особом порядке, предусмотренном договором «О Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г. В этом случае применяется 0 ставка НДС с предоставлением в налоговую инспекцию соответствующего комплекта документов, обосновывающих 0 ставку НДС (Письмо Минфина РФ от 30.07.2016 г. №03-07-13/1/38244).