Рассмотрим особенности бухгалтерского учета в фондах, состав и порядок представления отчетности.
Что представляет собой фонд? Определение фонда дано в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ), ст.123.17 ГК РФ и в ряде других законов, регламентирующих деятельность конкретных фондов (например, Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Создание фондов преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
КАК СОЗДАТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Особенности бухгалтерского учета фондов
При подготовке отчетности фонды как НКО должны руководствоваться как общими бухгалтерскими стандартами, так и отраслевыми. Так, НПФ (особая форма НКО) при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны руководствоваться приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» с учетом особенностей, установленных приказом Минфина РФ от 10.01.2007 г. №3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов».
Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, фондов. Так, фонды вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Исключение сделано для НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ). Кроме того, фонды не применяют положения некоторых бухгалтерских стандартов (ПБУ 7/98,11/2008,12/2010,17/02,18/02,20/03,23/2011).
Какие первичные учетные документы может применять фонд? Начиная с 2013 года, формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п.4 ст.9 Закона №402-ФЗ). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (письмо Минфина РФ от 08.07.2011 г. №03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.
Наиболее сложным в учете фондов является организация учета средств целевого финансирования.
В стандартной программе «1С» к счету 86 предусмотрены счета:
- 86.01 «Целевое финансирование из бюджета»;
- 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления» (субконто 1 «Назначение целевых средств», субконто 2 «Договоры», субконто 3 «Движение целевых средств»).
Однако такой детализации недостаточно.
Как и любая НКО, фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).
То есть доходы, полученные от такой деятельности, учитываются на счетах 90 (например, выручка от оказания услуг) или 91 (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). Полученная от коммерческой деятельности чистая прибыль включается в состав целевого финансирования.
К счету 86 «Целевое финансирование» должны быть открыты субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.
Фонды не распределяют управленческие расходы между основной (некоммерческой) и коммерческой деятельностью (письма Минфина РФ от 02.08.2013 г. №03-03-06/4/31096, от 20.01.2010 г. №03-03-03-06/4/4).
В части приобретенных основных средств следует учитывать, что по ним будет начисляться износ, а не амортизация (п.17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н).
Для учета доходов и расходов фонда в разрезе целевых мероприятий (программ) составляется смета доходов и расходов. Форма такой сметы законодательно не установлена, а поэтому фонд вправе разработать ее самостоятельно.
Отчетность фондов
Фонды представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность фонда состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и приложений к ним (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).
Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО.
Статус деятельности фондов определяет и особенности их налогообложения (в зависимости от вида общественного объединения).