Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон № 116-ФЗ) особая экономическая зона - часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Отношения в сфере ОЭЗ в РФ регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. (далее – Соглашение), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Законом № 116-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ним.
Особая экономическая зона технико – внедренческого типа «Томск» (далее - ОЭЗ ТВТ «Томск») - создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа».
Общая площадь территории особой экономической зоны - 207 га., в т.ч.:
- Участок №1 «Южная площадка» - 192,4 га. Расположен на резервной площадке Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук и прилегающих к этой территории свободных землях г. Томска;
- Участок №2 «Северная площадка» - 14,6 га. Расположен на площадке в северной части Северного промышленного узла примыкающей к территории ООО «Томскнефтехим».
Срок действия ОЭЗ - 49 лет.
Приоритетные направления развития ОЭЗ
Приоритетными направлениями развития ОЭЗ ТВТ «Томск» являются:
- информационные технологии и электроника;
- нанотехнологии и новые материалы;
- медицина и биотехнологии;
- ресурсосберегающие технологии.
Условия получения статуса резидента ОЭЗ
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ получить статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (далее – ТВ ОЭЗ) могут индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
Иностранные компании могут стать резидентами российских ОЭЗ путем создания дочерних структур, зарегистрированных в границах того муниципального образования, в котором расположена ОЭЗ. Привлечение прямых иностранных инвестиций - одна из главных задач российских особых экономических зон.
Для получения статуса резидента ОЭЗ необходимо:
- Зарегистрировать юридическое лицо в муниципальном образовании, в границах которого расположена ОЭЗ.
- Подать заявку на заключение соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ, бизнес-план, оформленный в соответствии с требованием Минэкономразвития России и комплект необходимых документов в орган управления ОЭЗ.
Заявка должна содержать:
- информацию о предполагаемой деятельности;
- информацию об объеме планируемых инвестиций;
- сведения о необходимой площади земельного участка (офиса), о потребностях в водоснабжении, газоснабжении электроэнергии и других видов ресурсов для реализации проекта.
К заявке необходимо приложить комплект следующих документов:
- копию свидетельства о государственной регистрации,
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
- копии учредительных документов.
5. Заключить трехстороннее соглашение с Минэкономразвития России и органом управления ОЭЗ о ведении деятельности на территории ОЭЗ и получить свидетельство резидента ОЭЗ.
Управляющей компанией, в управлении которой находится ОЭЗ ТВТ «Томск», является ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»). Управляющая компания – это открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 % акций которого принадлежит РФ.
Налоговые льготы и преференции для резидентов ОЭЗ ТВТ «Томск»
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (при условии ведения раздельного учета доходов (расходов)), но не более 13,5 %. Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» для резидентов ОЭЗ ТВТ «Томск» ставка налога на прибыль составляет 13,5 %.
Налог на имущество
В соответствии с п. 17 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения резиденты ОЭЗ в отношении учитываемого на их балансе имущества, созданного (приобретенного) и используемого в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Земельный налог
соответствии с п. 9 ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения резиденты ОЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Транспортный налог
Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» резиденты ОЭЗ ТВТ «Томск» освобождаются от уплаты транспортного налога сроком на 5 лет.
Страховые взносы в социальные фонды
В соответствии с пп. 5 п. 1 и п. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 07.06.2013 г.) для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико - внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в ТВ ОЭЗ, применяются пониженные тарифы страховых взносов:
Наименование |
До 2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Пенсионный фонд |
8 % |
13 % |
20 % |
Фонд социального страхования |
2 % |
2,9 % |
2,9 % |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
4 % |
5,1 % |
5,1 % |
Режим свободной таможенной зоны
В соответствии с п. 1. ст. 10 Соглашения свободная таможенная зона – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС – пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается. Данный порядок применяется при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 185 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта акциз не уплачивается с учетом ст. 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами. Данный порядок применяется при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при их реализации производится по ставке 0 %.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 38 Закона № 116-ФЗ акты законодательства РФ, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.
Льготные условия аренды
Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» величина арендной платы составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка (в настоящее время - около 61 тыс. руб. за 1 га).
Возможность права выкупа земельного участка. Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» стоимость выкупа составляет: Южная площадка - 52,35 руб. за кв.м.; Северная площадка - 34,41 руб. за кв.м.
Расчет производится по формуле: 3 х кадастровую стоимость х 1,5 %,
где 3 - трехкратный размер ставки земельного налога (Закон Томской области от 04.10.2002 г. № 74-ОЗ);
1,5 % - налоговая ставка (Решение Думы г. Томска от 21.09.2010 г. № 1596).