Порядок обжалования актов и действий (бездействий) налогового органа установлен разделом VII Налогового кодекса РФ. В настоящее время порядок обжалования изменен. Изменения в порядке обжалования вступили в силу 3 августа 2013 г. в связи с принятием Федерального закона № 153-ФЗ от 02.07.2013 г.
Налоговый кодекс РФ устанавливает право каждого лица обжаловать:
- акты налоговых органов ненормативного характера,
- действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.
Обжалование возможно в случае, если акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, по мнению заявителя, нарушают его права, установленные законодательством России.
Налоговый кодекс РФ говорит о том, что обжалование совершается:
- в административном порядке (в вышестоящий налоговый орган);
- в судебном порядке (в арбитражный суд, в суд общей юрисдикции).
Новый порядок обжалования исключает возможность подачи обращения к вышестоящему должностному лицу.
ПОРЯДОК РАБОТЫ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ РФ
При этом, с 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.
- ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде.
- ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде.
Досудебный порядок считается исполненным в случае, если налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган, однако в отношении оспариваемого ненормативного акта (действия или бездействия должностных лиц), решение по жалобе (апелляционной жалобе) не было принято в установленный законодательством срок.
Жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия его должностных лиц.
Апелляционная жалоба подается на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившие в силу.
Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) различается по срокам.
Прежде всего, скажем, что жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чей ненормативный акт или действия либо бездействие должностных лиц обжалуются. Налоговый орган в течение трех дней должен направить принятые документы в вышестоящий орган.
ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
При этом, срок подачи жалобы по общему правилу составляет один год.
Данный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать про нарушение прав, либо со дня вынесения обжалуемого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). Иной срок установлен для обжалования решения вышестоящего налогового органа в ФНС России – три месяца со дня принятия такого решения. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству заявителя жалобы.
Срок подачи апелляционной жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) привязан к сроку вступления в силу обжалуемого решения. Это значит, что жалоба должна быть подана в течение одного месяца со дня вручения решения лицу, в отношении которого оно было вынесено, либо его представителю.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и должна быть мотивирована. В обязательном порядке в ней должно быть указано, какие именно права заявителя нарушеныненормативным актом, действием или бездействием должностных лиц налогового органа. Это связано с тем, что именно факт нарушения прав и является основанием для обжалования.
Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подписания жалобы (апелляционной жалобы) представителем к ней прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия. Налоговый кодекс РФ не содержит требования об одновременном предоставлении документов, подтверждающих доводы жалобы (апелляционной жалобы). Однако, такие документы могут быть приложены по желанию заявителя.
В таком случае рассмотрение жалобы производится на основании изложенных в ней доводов заявителя, представленных одновременно с ней документов, подтверждающих эти доводы, а также материалов, которые предоставляются на рассмотрение нижестоящим налоговым органом. Податель жалобы до принятия по ней решения, может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако, данные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, только если он объяснит причину, по которой не смог в установленные сроки представить эти документы инспекции.
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) принимается в течение одного месяца с даты получения жалобы. Для других случаев обжалования установлен пятнадцатидневный срок. Сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящего налогового органа или в случае представлении налогоплательщиком дополнительных документов.
Обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебном порядке совершается по правилам, установленным процессуальным законодательством России. Согласно новому порядку срок судебного обжалования, установленный процессуальным законодательством России, исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по его жалобе, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы.