Традиционно, в конце очередного года, Президент РФ подписал ряд налоговых поправок, которые вносятся в первую и вторую части НК РФ. Документ содержит почти 100 страниц изменений. Но бухгалтерам не привыкать к такого рода новогодним подаркам, благо проект изменений широко обсуждался в СМИ. Рассмотрим самые значимые изменения в НК РФ.
Самые многочисленные изменения в 1 и 2 части НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – Закон №401-ФЗ).
Увеличение лимита для «упрощенки»
В действовавшей редакции п.2 ст.346.12 НК РФ прописано, что компания имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором ею подано уведомление о переходе на УСН, доходы компании не превысили 90 млн. рублей (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. №243-ФЗ).
Законом №401-ФЗ увеличен размер доходов, при которых компаниям разрешено применять УСН и определяемых в порядке ст.248 НК РФ до 112,5 млн рублей.
Норма вступает в силу 1 января 2017 года. Это означает, что новый повышенный лимит будет применяться при переходе на УСН с 1 января 2018 г. То есть компания вправе перейти на УСН в 2018 г., если по итогам 2017 г. ее доходы не будут превышать 112,5 млн рублей.
Одновременно изменения внесены и в предельный размер доходов, позволяющих компании продолжать применять УСН.
Предельный размер доходов, позволяющий «не слететь» с УСН в 2017 г. составит 150 млн рублей (сейчас – 120 млн рублей).
«Прибыльные» поправки
Ряд внесенных Законом №401-ФЗ поправок касается порядка исчисления налога на прибыль.
Изменение ставок по налогу на прибыль
Законом №401-ФЗ перераспределены ставки процентов по налогу на прибыль для зачисления в федеральный и региональный бюджеты. При этом сама ставка налога на прибыль не изменилась и составляет 20%.
Согласно изменениям, внесенным в ст.284 НК РФ, в 2017-2020 годах ставка налога на прибыль будет распределяться следующим образом:
- в федеральный бюджет – 3% (сейчас – 2%);
- в бюджет субъекта РФ - 17 % (сейчас – 18%).
Таким образом, региональные бюджеты в 2017 г. не дополучат налоговые платежи по прибыли.
В то же время региональная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков региональными законами.
На сегодняшний день налоговая ставка не может быть ниже 13,5%. С 1 января 2017 г. – не ниже 12,5% (абз.4 п.1 ст.284 НК РФ в редакции Закона №401-ФЗ). Учитывая выпадающие доходы регионального бюджета, вряд ли субъекты РФ установят минимальную ставку по налогу на прибыль.
Резерв по сомнительным долгам
Положительные изменения в части ограничений размера выручки для расчета резерва по сомнительным долгам внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №405-ФЗ «О внесении изменений в ст.266 ч.2 НК РФ» (далее по тексту – Закон №405-ФЗ).
Согласно нововведениям, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать большую из двух величин:
- 10% от выручки за предыдущий налоговый период;
- 10% от выручки за текущий отчетный период.
НАПРИМЕР
Если в 1 квартале выручка от реализации товаров (работ, услуг) незначительная, то налогоплательщик лишен возможности в полном объеме включать в расходы зарезервированную сумму, что приводит к увеличению налоговой нагрузки в этом периоде.
Теперь у налогоплательщика появится возможность сравнивать полученную сумму с двумя периодами и выбирать большую из них.
Указанная норма вступает в силу с 1 января 2017 г.
Следующая поправка связана с уточнением самого понятия «сомнительная задолженность» и внесена Законом №401-ФЗ.
Указанная норма вступает в силу 1 января 2017 г.
Что это означает на практике?
НАПРИМЕР
У компании имеется дебиторская задолженность покупателя по отгрузке продукции и кредиторская задолженность в части полученного аванса покупателя, перечисленного под другую продукцию.
По мнению налоговой инспекции, резерв может быть создан только на незачтенную часть задолженности. Данная позиция согласуется с мнением Минфина РФ (Письмо от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/579).
Но судьи были на стороне налогоплательщиков, отмечая, что прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования в порядке, установленном в ст.410 ГК РФ, является правом стороны, в связи с чем наличие такой возможности не должно влечь автоматическую корректировку налогоплательщиком резерва (Постановление АС Волго-Вятского округа от 29.12.2015 г. №А17-6938/2012).
Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 г. №13598/12, глава 25 НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником (Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 г. №СА-4-7/23263 направлено для руководства нижестоящим налоговым органам).
Наличие возможности проведения зачета встречных однородных требований не может влиять на налоговые правоотношения, так как проведение зачета это право, а не обязанность сторон гражданских правоотношений. Компания вправе учесть при налогообложении прибыли сумму безнадежного долга контрагента даже при наличии встречной кредиторской задолженности (Определения ВАС РФ от 01.10.2009 г. №ВАС-12755/09, от 22.01.2009 г. №ВАС-17393/08).
Принятие действий по снижению размера задолженности не является условием для признания задолженности сомнительной и не препятствует созданию резерва по сомнительным долгам. Законодательство о налогах и сборах РФ не устанавливает для целей определения состава резерва по сомнительным долгам безусловной необходимости принятия мер к ликвидации задолженности дебитора, в том числе, путем зачета требований, либо осуществления предусмотренных договором или законом действий по взысканию задолженности (Решение АС Амурской области от 30.10.2014 г. №А04-4464/2014, Постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2013 г. №А55-4261/2013).
Данная поправка узаконивает невыгодную для налогоплательщиков позицию налоговых органов.
Таким образом, при определении сомнительных долгов налогоплательщик должен учитывать свою кредиторскую задолженность перед этим контрагентом.
Перенос убытков прошлых лет
Законом №401-ФЗ ограничен размер убытков прошлых налоговых периодов, который можно перенести на отчетный или налоговый период.
Статья 283 дополнена п.2.1 следующего содержания: в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.
Указанные ограничения не распространяются на налоговую базу, по которой налог на прибыль исчисляется с применением специальных ставок. Например, это касается организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон.
При этом отменено 10-летнее ограничение переноса убытков, которое действует сейчас.
В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы. Положение о переносе убытков вступает в силу с 1 января 2017 г.
Определение налоговой базы КГН
С 1 января 2017 г. изменен порядок формирования налоговой базы по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН).
Так, убытки, полученные участниками КГН в отчетном (налоговом) периоде, подлежат суммированию. Консолидированная налоговая база текущего отчетного (налогового) периода определяется с учетом указанной суммы убытков. При этом такая сумма убытков учитывается в размере, не превышающем 50 процентов консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода (п.1 ст.278.1 НК РФ). Также Законом №401-ФЗ уточнены требования, предъявляемые к КГН и ее участникам. Напомним, что условия создания КГН прописаны в ст.25.2 НК РФ.
Перечень необлагаемых доходов
Законом 401-ФЗ расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению.
Так, не будут облагаться налогом доходы:
- полученные акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежат РФ, от реализации акций иных организаций, при условии перечисления таких доходов в полном объеме в федеральный бюджет (пп.54 п.1 ст.251 НК РФ);
- в виде услуг, указанных в пп.6 п. 4 ст.105.14 НК РФ. Речь идет о сделках по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (пп.55 п.1 ст.251 НК РФ).
Соответственно, ст.270 НК РФ пополнилась п.48.22, в котором содержится запрет на учет в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, стоимости акций, доходы от реализации которых не учитываются на основании с пп.54 п.1 ст.251 НК РФ.
Изменения перечня контролируемых сделок Законом №401-ФЗ внесены изменения в ст.105.14 НК РФ, которые исключают из контролируемых сделок следующие операции:
- беспроцентные займы между организациями и (или) физическими лицами, зарегистрированными или проживающими на территории России;
- поручительство по налоговым платежам по НДС и акцизам.
Повышенный размер пени
Напомним, что неуплата налога (авансового платежа) влечет начисление пеней на сумму недоимки (п.2 ст.57, п.3 ст.58 НК РФ).
В настоящий момент процентная ставка пеней соответствует 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).
Данная ставка едина и не зависит от срока просрочки уплаченных налогов. С 1 октября 2017 г. данная ситуация изменится.
Законом №401-ФЗ п.4 ст.75 НК РФ изложен в новой редакции.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
При этом процентная ставка пени принимается равной:
- для физических лиц (включая ИП), - 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- для организаций;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
То есть пени рассчитываются по тому же алгоритму, как и сейчас.
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.
Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.
Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).
Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.
Получить профессиональные консультации и заказать налоговый аудит для определения, правильно ли трактуются новые нормы, можно в «РосКо».