Налогообложение услуг иностранной организации у российского контрагента

Услуги по теме
Юридические консультации
от 3 000 руб/час

Статья 24 Налогового кодекса РФ (далее «НК РФ») определяет налогового агента как лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. 

Налоговые агенты обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и налогоплательщики, то есть они должны правильно и своевременно исчислять и уплачивать налоги, вести учет и представлять документы в налоговый орган для осуществления контроля, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством. Отличие налогового агента состоит только в том, что он перечисляет налоги не только за себя, но и за другое лицо. В данной статье нас интересует ситуация, когда налоговым агентом выступает российская организация, состоящая в правоотношениях с иностранной организацией и перечисляющая последней денежные средства за предоставленные ею услуги.

Обязанности налогового агента по НДС

В соответствии с п.2 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возникают у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

  • иностранный налогоплательщик-продавец не состоит на учете в налоговом органе на территории РФ;
  • местом реализации товаров, приобретенных у иностранного налогоплательщика, признается территория РФ. Порядок определения места реализации товаров для целей исчисления НДС определен в статье 147 НК РФ, то есть покупатель услуг должен осуществлять деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации организации, а при ее отсутствии  на основании места, указанного в учредительных документах. 

При этом, документами, подтверждающими место выполнения оказания услуг являются:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 ст. 147 НК РФ).

В соответствии со статьей 146 НК РФ, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, а также передача имущественных прав. Тоже касается и совершения указанных действий безвозмездно, так как в рамках НК РФ такие действия признаются реализацией. Пунктом 4 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается в бюджет налоговыми агентами в полном объеме по месту нахождения налогового агента одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному контрагенту (Письмо Минфина РФ от 13.05.2011 N 03-07-08/149).

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров с учетом налога (п.1 ст. 161 НК РФ). 

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено  НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Сумма НДС определяется расчетным методом с применением налоговой ставки 18/118 или 10/110 (п.4 ст. 164 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что если иностранная организация, не состоящая на учете в налоговом органе России, при определении цены в договоре (выставлении счета) не выделила сумму НДС, то российской организации необходимо самостоятельно определить налоговую базу, а именно увеличить цену услуг на сумму НДС (Письмо Управления ФНС по г. Москве от 11.08.2008г. № 19-11/75191). 

Исчисленную, удержанную и фактически уплаченную в бюджет сумму НДС организация - налоговый агент вправе принять к вычету на основании п.3 ст. 171 НК РФ при соблюдении следующих условий:

  • организация состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС;
  • у организации имеются оформленные в установленном порядке счета-фактуры и платежные документы, подтверждающие перечисление в бюджет суммы НДС, удержанного налоговым агентом;
  • товары (работы, услуги) приобретены у иностранной организации для их использования в деятельности, облагаемой НДС.

То, что НДС уплачен за счет собственных средств организации, не влияет на право организации применить налоговый вычет, это подтверждается Письмами Минфина РФ, а также Президиумом ВАС РФ (Постановление от 18.05.2010 № 16907/09). Суммы НДС, уплаченные организацией в качестве налогового агента, можно принять к вычету в том периоде, в котором он был фактически уплачен в бюджет (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 января 2011г. N 03-07-08/06).

Ранее мы сказали о том, что налоговые агенты несут те же обязанности, что и налогоплательщики, поэтому организация, являющаяся налоговым агентом также обязана представлять налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации, а также порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

Тоже можно сказать и о составлении счетов-фактур. Статья 168 НК РФ обязывает выставлять счета-фактуры не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов. Форма и порядок оформления счетов-фактур, установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137). Налоговые агенты составляют счета-фактуры в том же порядке, что и налогоплательщики, включая срок выставления счета-фактуры, который составляет пять календарных дней со дня перечисления оплаты (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Обязанности налогового агента по налогу на прибыль

В соответствии с п.1 ст. 246 НК РФ, наряду с российскими налогоплательщиками, плательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Порядок уплаты налога на прибыль зависит от того, образует ли деятельность иностранной компании в Российской Федерации постоянное представительство или нет.

В статье 309 НК РФ указан порядок налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ, а также перечислены виды доходов, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, но относятся к доходам от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты (российской организации). Например, дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. Налог с этих доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется, удерживается и уплачивается в российский бюджет российской организацией - налоговым агентом (п.1 ст. 310 НК РФ).

В том случае, если иностранная организация получает доходы, не поименованные в пункте 1 ст. 309 НК РФ, обязанности налогового агента у российской организации по удержанию и перечислению в российский бюджет налога на прибыль не возникает.

Доходы, полученные иностранной компанией от предпринимательской деятельности, но без создания постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом на прибыль у источника выплаты не подлежат (ст. 306 НК РФ).

Отметим, что если международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров.

Перечень действующих двухсторонних международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения по состоянию на 01.01.2009 содержится в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@, в настоящее время этот перечень существенно дополнен (последний по дате подписанный документ - Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 24 апреля 2013г.). Принцип действия всех соглашений об избежании двойного налогообложения сводится к тому, что прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если лицо осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, то прибыль этого лица может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. Таким образом, если доходы, полученные иностранной организацией, на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению в соответствии с положениями налогового законодательства иностранного государства, то у российской организации, производящей иностранной организации выплату доходов, предусмотренных обязанностей налогового агента не возникает.

Есть у налогового агента еще одна обязанность, установленная пунктом 4 статьи 310 НК РФ, это обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего нахождения информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период.

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ и представляет собой налоговый расчет.

Налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, и представляется в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента по окончании соответствующего отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, то есть в те же сроки, что и налоговые декларации по соответствующим налогам.

В заключение скажем, что налоговую базу следует определять отдельно по каждой сделке с иностранным контрагентом. Определять общую налоговую базу по всем сделкам и затем исчислять с этой базы общую сумму налога налоговый агент не вправе.

Раздельный учет налоговых баз по каждой операции с иностранными контрагентами позволяет правильно заполнить налоговые декларации.