Можно ли получить профессиональное образование на онлайн-курсах?

В интернете можно найти множество предложений по обучению онлайн-профессиям. Популярны платформы по типу Skillbox, Нетологии и Skillfactory. Но являются ли эти сервисы альтернативой классическому академическому образованию? Способны ли выпускники онлайн-курсов конкурировать с людьми, получившими диплом о высшем или среднем специальном образовании? Давайте разбираться!

Можно ли благодаря интернету обучится профессии?

Сейчас в сети представлен огромный выбор курсов. Онлайн-школы предлагают не только освоить новую профессию, но и помогают с трудоустройством. Выпускники интернет-курсов получают сертификат или диплом, далее работают дистанционно или по совместительству.

Конечно, стать юристом, архитектором, врачом или металлургом онлайн не получится. Да и при прохождении профессионального допобразования сертификаты и удостоверения предоставляют только участникам, получающим в настоящее время или ранее получившим среднее или высшее профессиональное образование (ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Но обучиться новому направлению и освоить интернет-профессию сегодня может каждый желающий. Примеры популярных онлайн-профессий: таргетолог, SMM-специалист, аналитик данных, тестировщик, веб-дизайнер и менеджер маркетплейсов.

Какие документы должны быть у онлайн-платформ?

В ст. 21 273-ФЗ нет четкого определения понятия «Образовательная деятельность». Признаки такой деятельности можно найти в 273-ФЗ и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года:

  • наличие учебных плана и программы с указанием количества учебных часов, тем, расписания занятий и результатов прохождения курса;

  • оценка знаний учеников — обязательно должны проводиться экзамены и тестирование;

  • выдача сертификатов или дипломов о прохождении курсов.

Посмотреть, имеется ли у организации лицензия, можно посмотреть на портале Рособрнадзора в разделе «Реестр лицензий». 

Обратите внимание! До конца 2023 года организации и ИП в сфере дистанционного образования не платят за предоставление или переоформление лицензий. Основание — Постановление Правительства № 353 от 12 марта 2022 года.
РЕГИСТРАЦИЯ - Образовательная лицензия РЕГИСТРАЦИЯ - Образовательная лицензия

Сайт должен содержать документы:

  • пользовательское соглашение;
  • оферту на оказание услуг;
  • политику обработки личных данных плюс согласие на их обработку;
  • порядок предоставления документов об образовании;
  • правила предоставления платных услуг и возврата средств.

Сайт онлайн-школы с образовательной лицензией должен содержать раздел «Сведения об организации» со следующими данными:

  • график работы;
  • организационная форма;
  • сведения о преподавателях и реализуемых программах;
  • данные о руководителе компании или ИП и об отделах организации.

Основания — Приказ Рособрнадзора № 831 от 14 августа 2020 года и Постановлении Правительства РФ № 1802 от 20 октября 2021 года.

Следующий обязательный раздел — «Документы». Раздел должен содержать основные внутренние акты онлайн-школы, включая:

  • правила внутреннего распорядка;
  • порядок приема и отчисления студентов;
  • порядок аттестации;
  • правила выдачи сертификатов (дипломов).

В разделе «Контакты» должны находиться сведения о компании, контактные данные (телефон, e-mail, форма обратной связи, ссылки на соцсети) и адрес регистрации.

Обязательное требование для интернет-школы — наличие платформы. На такой платформе размещаются уроки, вебинары, тесты и задания. А еще на сайтах должны быть доступны чаты с преподавателями. Примеры сервисов: GetCourse и JustClick.

Учебная среда может располагаться на собственном ресурсе или в соцсети. Задача владельцев платформы — предоставить ученикам онлайн-доступ к учебным материалам.

Нужно ли делать учебные планы по курсам этим платформам?

Если онлайн-школа претендует на получение образовательной лицензии и планирует выдавать студентам сертификаты или дипломы, то наличие учебного плана обязательно.

Образовательные программы (ОП) должны содержать:

  • учебный план;
  • график обучения;
  • учебные модули с детальным описанием;
  • темы занятий;
  • методику оценки результатов.

Программы необходимо разрабатывать с учетом методических рекомендаций из Письма Минобрнауки России № 09-3242 от 18 ноября 2015 года «О направлении информации». В Приложениях к указанным методрекомендациям можно найти формы ОП и учебных планов.

Что обязательно должны предоставить онлайн-школы своим ученикам?

Обязанности представителей онлайн-платформы по отношению кученикам:

  • предоставлять инструкцию по подключению к платформе (регистрации в личном кабинете);
  • оказывать учебно-методическую поддержку;
  • проводить текущий контроль и промежуточную аттестацию.

Интернет-курсы могут сопровождаться вебинарами и домашними работами в дистанционной форме. По факту обучения выпускники получают сертификаты или дипломы о прохождении онлайн-обучения, в зависимости от выбранной платформы.
НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях

Готовы ли работодатели нанимать сотрудников, окончивших онлайн-курсы?

Сервис по поиску работы «Работа.ру» и «СберПодбор» провели опрос более 350 работодателей. 36% оценивают онлайн-курсы положительно, еще 35% — нейтрально. 7% относится к получению профессии через интернет негативно.

88% опрошенных дают шанс претендентам, получивших сертификаты с онлайн-курсов даже при отсутствии диплома на следующих условиях:

  • если соискатель проявит себя на собеседовании — 40%;
  • если соискатель справится с тестовым заданием — 33%;
  • предлагают только стажировку — 15%.

В основном российские работодатели принимают на работу выпускников программ по направлениям «Продажи», HR, SMM, маркетинг, дизайн и UX. ИТ-разработчиков, прошедших онлайн-курсы, но не имеющих профильного образования, готовы нанять лишь 21% респондентов. В ИТ-сфере востребованы не только выпускники вузов, но и специалисты с дипломами колледжей.

По данным другого исследования, проведенного представителями образовательной платформы SkillFactory и агрегатора вакансий «Зарплата.ру», лишь 15% руководителей компаний в РФ не готовы взять на работу выпускников онлайн-курсов. 43% опрошенных заявили, что на онлайн-курсах отсутствуют практика. По мнению представителей бизнеса, у студентов нет опыта решения реальных задач бизнеса.

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ?