В интернете можно найти множество предложений по обучению онлайн-профессиям. Популярны платформы по типу Skillbox, Нетологии и Skillfactory. Но являются ли эти сервисы альтернативой классическому академическому образованию? Способны ли выпускники онлайн-курсов конкурировать с людьми, получившими диплом о высшем или среднем специальном образовании? Давайте разбираться!
Можно ли благодаря интернету обучится профессии?
Сейчас в сети представлен огромный выбор курсов. Онлайн-школы предлагают не только освоить новую профессию, но и помогают с трудоустройством. Выпускники интернет-курсов получают сертификат или диплом, далее работают дистанционно или по совместительству.
Конечно, стать юристом, архитектором, врачом или металлургом онлайн не получится. Да и при прохождении профессионального допобразования сертификаты и удостоверения предоставляют только участникам, получающим в настоящее время или ранее получившим среднее или высшее профессиональное образование (ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).
Но обучиться новому направлению и освоить интернет-профессию сегодня может каждый желающий. Примеры популярных онлайн-профессий: таргетолог, SMM-специалист, аналитик данных, тестировщик, веб-дизайнер и менеджер маркетплейсов.
Какие документы должны быть у онлайн-платформ?
В ст. 21 273-ФЗ нет четкого определения понятия «Образовательная деятельность». Признаки такой деятельности можно найти в 273-ФЗ и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года:
-
наличие учебных плана и программы с указанием количества учебных часов, тем, расписания занятий и результатов прохождения курса;
-
оценка знаний учеников — обязательно должны проводиться экзамены и тестирование;
-
выдача сертификатов или дипломов о прохождении курсов.
Посмотреть, имеется ли у организации лицензия, можно посмотреть на портале Рособрнадзора в разделе «Реестр лицензий».
Сайт должен содержать документы:
- пользовательское соглашение;
- оферту на оказание услуг;
- политику обработки личных данных плюс согласие на их обработку;
- порядок предоставления документов об образовании;
- правила предоставления платных услуг и возврата средств.
Сайт онлайн-школы с образовательной лицензией должен содержать раздел «Сведения об организации» со следующими данными:
- график работы;
- организационная форма;
- сведения о преподавателях и реализуемых программах;
- данные о руководителе компании или ИП и об отделах организации.
Основания — Приказ Рособрнадзора № 831 от 14 августа 2020 года и Постановлении Правительства РФ № 1802 от 20 октября 2021 года.
Следующий обязательный раздел — «Документы». Раздел должен содержать основные внутренние акты онлайн-школы, включая:
- правила внутреннего распорядка;
- порядок приема и отчисления студентов;
- порядок аттестации;
- правила выдачи сертификатов (дипломов).
В разделе «Контакты» должны находиться сведения о компании, контактные данные (телефон, e-mail, форма обратной связи, ссылки на соцсети) и адрес регистрации.
Обязательное требование для интернет-школы — наличие платформы. На такой платформе размещаются уроки, вебинары, тесты и задания. А еще на сайтах должны быть доступны чаты с преподавателями. Примеры сервисов: GetCourse и JustClick.
Учебная среда может располагаться на собственном ресурсе или в соцсети. Задача владельцев платформы — предоставить ученикам онлайн-доступ к учебным материалам.
Нужно ли делать учебные планы по курсам этим платформам?
Если онлайн-школа претендует на получение образовательной лицензии и планирует выдавать студентам сертификаты или дипломы, то наличие учебного плана обязательно.
Образовательные программы (ОП) должны содержать:
- учебный план;
- график обучения;
- учебные модули с детальным описанием;
- темы занятий;
- методику оценки результатов.
Программы необходимо разрабатывать с учетом методических рекомендаций из Письма Минобрнауки России № 09-3242 от 18 ноября 2015 года «О направлении информации». В Приложениях к указанным методрекомендациям можно найти формы ОП и учебных планов.
Что обязательно должны предоставить онлайн-школы своим ученикам?
Обязанности представителей онлайн-платформы по отношению кученикам:
- предоставлять инструкцию по подключению к платформе (регистрации в личном кабинете);
- оказывать учебно-методическую поддержку;
- проводить текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Готовы ли работодатели нанимать сотрудников, окончивших онлайн-курсы?
Сервис по поиску работы «Работа.ру» и «СберПодбор» провели опрос более 350 работодателей. 36% оценивают онлайн-курсы положительно, еще 35% — нейтрально. 7% относится к получению профессии через интернет негативно.
88% опрошенных дают шанс претендентам, получивших сертификаты с онлайн-курсов даже при отсутствии диплома на следующих условиях:
- если соискатель проявит себя на собеседовании — 40%;
- если соискатель справится с тестовым заданием — 33%;
- предлагают только стажировку — 15%.
В основном российские работодатели принимают на работу выпускников программ по направлениям «Продажи», HR, SMM, маркетинг, дизайн и UX. ИТ-разработчиков, прошедших онлайн-курсы, но не имеющих профильного образования, готовы нанять лишь 21% респондентов. В ИТ-сфере востребованы не только выпускники вузов, но и специалисты с дипломами колледжей.
По данным другого исследования, проведенного представителями образовательной платформы SkillFactory и агрегатора вакансий «Зарплата.ру», лишь 15% руководителей компаний в РФ не готовы взять на работу выпускников онлайн-курсов. 43% опрошенных заявили, что на онлайн-курсах отсутствуют практика. По мнению представителей бизнеса, у студентов нет опыта решения реальных задач бизнеса.
КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ?