Какие методы используются при проведении аудиторской проверки?
Методика аудита раскрывает способы практического выполнения аудитором действий для формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой компании.
Аудитор самостоятельно определяет формы и методы проверки, которые включают в себя методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка) и методы получения аудиторских доказательств.
Методы аудиторской проверки
Для проведения аудиторской проверки необходимо соблюдать определенную последовательность действий.
На первом этапе осуществляется планирование и оформление соглашения, на основании которого проводится аудиторская проверка. Аудитор знакомиться с деятельностью фирмы, разрабатывает программу мероприятий.
На втором этапе осуществляется сбор информации - поиск аудиторских доказательств, проверка контрольных средств, фиксация внешних данных.
-
сплошной. Детальной проверке подлежит вся первичная бухгалтерская документации, которая сопоставляется с данными регистров аналитического учета. Далее последние сравниваются с оборотами и остатками синтетических регистров. Такая аудиторская проверка достаточно точная и вместе с тем трудоемкая. Использовать метод в отношении компаний с огромным количеством лицевых счетов (например, банков) нецелесообразно.
-
выборочный. Проверка предприятия при таком методе производится не в разрезе всей документации, а по ее участкам. Успех зависит от репрезентативности выборки. Данные для аудиторской проверки могут выбираться по таблицам случайных чисел, интервалами (например, каждый 10-й документ) или комбинированным способом.
-
комбинированный. Предполагает использование элементов сплошной и выборочной аудиторской проверки. Первый метод применяют для изучения участков работы с наивысшей степенью риска, второй - для простых, типовых операций, которые компания проводит регулярно и в больших объемах (например, хозяйственные, кассовые).
Методы сбора аудиторских доказательств
При проведении аудита аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих контрольных процедур:
1) инспектирования – это проверка записей, документов или материальных активов.
Инспектирование позволяет получить документальные аудиторские доказательства.
При этом аудитор проверяет:
-
правильность записей в инвентаризационных описях;
-
соответствие инвентаризационных описей унифицированным формам;
-
фактическое наличие материальных ценностей;
-
реальность финансовых обязательств.
2) наблюдения – это взгляд на процесс, выполняемый другими лицами (персоналом экономического субъекта).
Наблюдение за процессом проведения инвентаризации в ходе аудиторской проверки позволяет аудитору инспектировать имущество и финансовые обязательства, наблюдать за соблюдением установленного руководством аудируемого лица порядка проведения инвентаризации, а также получить доказательства надежности процедур руководства.
3) запроса – это поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами места нахождения аудируемого лица.
ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ
Запросы могут быть различными: от официальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам аудируемого лица.
4) подтверждения – это ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях.
Ответы на запросы могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал, или которые подтверждают аудиторские доказательства.
Аудитор, как правило, рассылает письменные запросы:
-
дебиторам и кредиторам с целью подтверждения числящейся в бухгалтерском учете задолженности;
-
арендаторам, переработчикам сырья, покупателям (на товары отгруженные, на которые право собственности к ним не перешло) и пр. с целью подтверждения находящегося у них имущества;
-
арендодателям, давальцам, поклажедателям и пр. с целью подтверждения факта нахождения у аудируемого лица имущества, не принадлежащего ему на праве собственности;
-
в других случаях.
5) пересчета – это точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
Аудитор принимает участие:
-
в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля и соответствия фактического наличия данным бухгалтерского учета;
-
в проведении контрольных расчетов создаваемых резервов, числящихся на счетах бухгалтерского учета и отраженных в первичных документах.
6) аналитических процедур – это анализ и оценку полученной аудитором информации.
В этом случае аудитор:
-
анализирует утвержденный порядок проведения инвентаризации на предмет его соответствия нормативным актам;
-
анализирует полученные результаты текущей инвентаризации и сравнить их с результатами предыдущей инвентаризации;
-
дает оценку состояния и продолжительности хранения запасов, степени готовности незавершенного производства и капитального строительства, технического состояния основных средств и реальности финансовых обязательств.
Полученные аудиторские доказательства аудитор фиксирует в рабочих документах.