Риски международного налогового планирования в условиях финансовой прозрачности и межстранового обмена информацией (3 часть)
Сама идея о деофшоризации российской экономики была поднята президентом РФ Владимиром Путиным в его очередном послании Федеральному Собранию еще в 2013 году. Толчком для антиофшоризации явилась ежегодная потеря налогов от использования офшоров порядка 20 млрд руб.
По замыслу Правительства РФ компании с российскими активами, зарегистрированные в иностранной юрисдикции должны будут лишиться возможности получать государственную поддержку, государственные контракты и кредиты ВЭБа.
Чем так привлекательны офшоры? В первую очередь, использование оффшоров позволяло собственникам бизнеса существенно экономить на налогах, поскольку прибыль большинства используемых российскими предпринимателями иностранных компаний либо не облагается налогами либо налогообложение осуществляется по налоговой ставке гораздо ниже, чем в РФ (например, при перечислении дивидендов через популярный офшор Кипр ставка налога составит 5% вместо 15% + 13% НДФЛ). Немаловажным обстоятельством, делающим привлекательным использования офшоров, также являлась возможность сокрытия собственника бизнеса (т.е. обеспечивалась имущественная безопасность).
Президентом РФ подписан Федеральный Закон от 24.11.2014 г. №376-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ, который получил название «антиофшорный» закон. Закон вступил в силу 1 января 2015 г.
Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» были обозначены основными задачи по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. И одной из задач является повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности и принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики.
Но все это задекларировано на бумаге, а главная цель – сокращение числа офшорных компаний и вывод капитала из иностранной юрисдикции, не была достигнута.
О необходимости сообщать государству о контроле над иностранной компанией бизнесмены приняли с настороженностью. В итоге, ни о каком массовом возврате активов, ранее выведенных в офшор, речи уже не ведется.
Как это должно работать в идеале? Банки после получения сведений о бенефициаре иностранной компании должны передать (выгрузить) информацию в единую электронную базу, доступную налоговым органам России, подписавшей соответствующее соглашение об автоматическом обмене информацией.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.2014 г. №805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» одобрено в качестве основы для переговоров типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам.
Очередные меры по деофшоризации экономики были приняты уже в 2018 году.
С 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран. Это позволит нам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков.
Что это означает на практике?
Сведения, которыми планируют обмениваться страны, включают в себя сведения о счетах нерезидентов, суммах остатков и оборотов за отчетный год в отношении договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг.
Какие юрисдикции готовы делиться информацией о финансовых счетах в ФНС РФ?
В декабре 2017 г. на официальном сайте Организации экономического сотрудничества и развития (далее по тексту - ОЭСР) появилась информация о тех юрисдикциях, которые готовы получать и предоставлять информацию о финансовых счетах в ФНС РФ
( https://www.oecd.org/tax/beps/country-by-country-exchange-relationships.htm).
Несколько слов о том, что представляет собой ОЭСР.
Основную функцию ОЭСР в более простой форме можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy-makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы. Таким образом, ценность ОЭСР (и ее особенность) в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену передовым опытом экономической и социальной политики.
В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции.
Основой для автоматического ежегодного обмена информаций об «офшорных» финансовых счетах в интересах налоговых органов стран налогового резидентства держателей таких счетов является общий стандарт отчетности (CRS - the Common Reporting Standard), который приняли более 100 юрисдикций (стран и зависимых территорий).
ЭКСПЕРТИЗА ДОГОВОРА ЦЕНА
Например
Страны, которые будут направлять информацию в Россию: Аргентина, Бельгия, Бермуды, Британские Виргинские острова, Венгрия, Германия, Гернси, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индонезия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Корея, Кюрасао, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Словакия, Словения, Хорватия, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, и Япония.
А такие страны как Австралия, Андорра, Барбадос, Белиз, Болгария, Бразилия, Великобритания, Гибралтар, Индия, Китай, Лихтенштейн, Маврикий, Науру, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Самоа, Теркс и Кайкос, Уругвай, Чили, ЮАР планируют передавать информацию в сентябре 2018 г. за отчетный период, начиная с 1 января 2017 года.
С 1 января 2018 года отчетный период для предоставления информации согласовали Ливан, Малайзия, Пакистан и Швейцария.
С 1 января 2019 года предоставить информацию готовы острова Кука и Сент-Люсия.