Крым: особенности налогообложения в переходный период (НДС, налог на прибыль, земельный налог, транспортный налог, госпошлина)

Услуги по теме
Восстановление учета
от 9 000 руб./квартал

18 марта 2014 года был подписан Договор между Россией и Республикой Крым, на основании которого Республика Крым была принята в состав Российской Федерации. Со дня подписания Договора, в составе РФ образуются 2 новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, на территории которых с 18 марта 2014 года действуют нормативно-правовые акты России, а также с этого момента и до 1 января 2015 года действует переходный период с целью урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы нашей страны, в ее систему органов госвласти; исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Крыма и Севастополя.

Минфин России разъяснил, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон № 6-ФКЗ) законодательство РФ о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До этой даты отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Письмо от 29.04.2014 N 03-07-15/20060).

Рассмотрим как обстоят дела с налогом на добавленную стоимость, поскольку именно этот налог традиционно интересует большое количество налогоплательщиков.

Сразу отметим, что ставки налога, ранее установленные Положением об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 (далее — Положение) изменены Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2093-6/14. Так, ставка НДС с 1 мая 2014 года на территории Республики Крыма снижена с 18% и 10% до 4% и 2% соответственно. Этим же постановлением освобождена от НДС инвестиционная передача имущества, а также услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Республики Крым, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Отметим, что такая низкая ставка налога характерна только для оффшорных зон, в рамках же российской действительности такая мера необходима прежде всего для привлечения российских бизнесменов, поскольку снижение НДС является самой значимой льготой для развития бизнеса и привлечения инвесторов.

Что касается ставок НДС, применяемых на территории города Севастополя, то при ввозе и вывозе товаров на территории Севастополя (за исключением ввоза товаров с территории РФ), а также в переходный период, применяются налоговые ставки НДС, предусмотренные статьями 3 - 5 Закона г. Севастополя «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» от 18.04.2014 N 2-ЗС (далее - Закон N 2-ЗС).

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
С 1 мая 2014 года по ставке 18% или 10%. Ставка 10% применяется в отношении товаров, перечисленных в ст. 5 Закона N 2-ЗС, это:

  • продовольственные товары;
  • товаров для детей;
  • периодические печатные издания и книжная продукция;
  • медицинские товары отечественного и зарубежного производства;
  • племенной скот и пр. (включая их лизинг).

Ранее (до 01.05.2014г. ставка составляла 20%).

С 26 марта 2014 года операции по ввозу товаров на таможенную территорию Таможенного союза, облагаемые до этой даты по ставке в размере 20%, подлежат налогообложению НДС по ставке 18%, за исключением операций, указанных в ст. 5 Закона N 2-ЗС, которые облагаются по ставке 10% (ст. 6 Закона N 2-ЗС).

Операции по поставке товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, включая поставку товаров на территорию Украины, а также услуги облагаются НДС по нулевой ставке в порядке, предусмотренном ст. 195 Налогового кодекса Украины (ст. 7 Закона N 2-ЗС).

С 1 апреля 2014 года не признается объектом налогообложения НДС операция по передаче имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности - вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ), а также освобождаются от налогообложения НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, формы которых утверждаются в качестве бланков строгой отчетности Правительством Севастополя (ст. 19 Закона N 2-ЗС).

Ввоз товаров с территории РФ (за исключением территорий Крыма и Севастополя) и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению на НДС и акцизами (п.2 Положения).

Одним из вопросов, который возникает в связи с принятием Крыма и Севастополя в экономическую систему РФ - вопрос по поводу вычета в переходном периоде (до 01.01.2015г) у налогоплательщиков, применяющих НК РФ, если поставщик применяет НК Украины.

По общим правилам, суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, подлежат вычетам при одновременном соблюдении трех условий (п.2 ст. 171 и п.1 ст. 172 НК РФ):

  • они приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • товары (работы, услуги), имущественные права на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • имеются счета-фактуры, выставленные продавцами товаров (работ, услуг).

Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету, является счет-фактура, который выставляется продавцом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок. Ранее, мы отмечали, что до 01.01.2015 года отношения в сфере налогообложения Крыма и Севастополя регулируются их внутренними нормативно-правовыми актами. В соответствии с нормами НК Украины, при поставке товаров (услуг), а также при получении денежных средств в качестве предварительной оплаты (аванса) товаров (услуг) продавец выставляет налоговую накладную, которая экономически аналогична счету-фактуре по НК РФ. И действительно, согласно Информации ФНС, для налогоплательщиков, приобретающих товары (услуги) у хозяйствующих субъектов Республики Крым и города Севастополя, основанием для принятия к вычету сумм НДС являются налоговые накладные, которые выставляются продавцами при реализации в соответствии с нормами НК Украины (Информация ФНС от 13.05.2014г. «Минфин России разъяснил вопрос применения вычета НДС, предъявленного налогоплательщиками Республики Крым и Севастополя»). Таким образом, при приобретении товаров, отгруженных в переходный период плательщиками, вычеты НДС у налогоплательщиков, применяющих НК РФ, производятся в порядке, установленном НК РФ, на основании налоговых накладных (налоговые накладные — это документ, экономически аналогичный счет-фактуре по НК РФ).

Причем, Согласно ст. 9 Закона N 2-ЗС, а также п.9 Положения, датой возникновения права плательщика НДС на отнесение сумм налога, предъявленных продавцами, являющимися плательщиками НДС в соответствии с НК РФ, к налоговому кредиту (налоговый кредит по НДС по законодательству Украины — это экономический аналог налогового вычета НДС по НК РФ) считается наиболее ранняя из следующих дат:

  • дата получения счета-фактуры, выставленного продавцом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг). Отнесение к налоговому кредиту осуществляется на основании документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм;
  • дата получения плательщиком НДС товаров (услуг), подтвержденных счетами-фактурами.

При получении плательщиком НДС товаров (услуг), подтвержденных счетами-фактурами, выставленными продавцами, получившими оплату (частичную оплату) в счет предстоящих поставок этих товаров (услуг) и являющимися налогоплательщиками НДС в соответствии с НК РФ, к налоговому кредиту относится сумма НДС только в части неоплаченных поставок товаров (услуг).

Суммы НДС, предъявленные плательщиками Украины, отнесенные к налоговому кредиту в феврале и марте 2014 года, учитываются при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в порядке, установленном НК Украины (ст. 11 Закона N 2-ЗС).

А суммы НДС, предъявленные плательщиками Украины после 1 апреля 2014 года и до даты установления таможенной границы (возможности декларирования согласно действующим таможенным процедурам) с Украиной включительно, в состав налогового кредита не включаются (ст. 13 Закона N 2-ЗС). Эти суммы НДС учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль предприятий, а также при исчислении чистого налогооблагаемого дохода физического лица - предпринимателя на дату возникновения права на налоговый кредит в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины. В случае возникновения права на налоговый кредит до 1 мая 2014 года такие суммы учитываются с повышающим коэффициентом 2, а с 1 мая 2014 года по 31 декабря 2014 года - с повышающим коэффициентом 1,5.

На территории Крыма, начиная с 1 января 2015 года суммы НДС, не отнесенные к налоговому кредиту по состоянию на 1 марта 2014 года и не включенные в валовые расходы при исчислении налога на прибыль предприятий по состоянию на 1 января 2015 года, подлежат включению в расходы при исчислении налога на прибыль организаций равными долями в течение трех лет в случае приобретения соответствующих товаров (услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС. 

Плательщики НДС обязаны провести инвентаризацию таких сумм НДС по состоянию на 31 декабря 2014 года включительно (п. 16 Положения).

Что касается денежного обращения, то в соответствии с п. 1 статьи 16 Закона № 6-ФКЗ, уплата налогов, таможенных и иных сборов осуществляется только в одной валюте - российских рублях (Разъяснения Налоговой службы Республики Крым от 07.04.2014г. "Изменен порядок заполнения расчетных документов на уплату налогов"), но в пункте 2 той же статьи установлено, что до 1 января 2016 года на территориях Крыма и Севастополя допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах. А также с 1 января 2015 года расчеты между юридическими лицами и (или) ИП, производятся наличными деньгами в соответствии с законодательством РФ.

Относительно налога на прибыль в настоящее время никаких официальных разъяснений не издано, известно, что до 1 января 2015 года налогоплательщики перечисляют налог в бюджет субъекта.

Земельный налог уплачивается налогоплательщиками в соответствии с НК Украины.

Касательно транспортного налога и налога на имущество организаций, предусмотренных главами 28 и 30 НК РФ, то в силу статьи 12 НК РФ указанные налоги отнесены к региональным налогам и вводятся в действие на территориях субъектов РФ в соответствии со статьями 356 и 372 НК РФ законами субъектов РФ о налогах, которые на основании статьи 5 НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

По мнению Минфина России, в силу вышеназванных норм транспортный налог и налог на имущество организаций, налоговым периодом по которым признается календарный год, не могут быть установлены на территории Республики Крым применительно к налоговому периоду 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 апреля 2014 г. N 03-05-04-04/20583 «О правомерности установления транспортного налога и налога на имущество организаций в 2014 г. на территории Республики Крым»).

Предусмотрена льгота и по оплате государственной пошлины. 

За совершение юридически значимых- действий (например, государственная регистрация юридических лиц), от уплаты госпошлины хозяйствующие субъекты Крыма и Севастополя освобождены (п.24 ст. 333.35 НК РФ).