Какие бывают контрагенты?

Какие бывают контрагенты? Как организовать учет расчетов с контрагентами?

В процессе ведения хозяйственной деятельности компании оперирует понятием «контрагенты». Однако определение данного термина не содержится ни в одном нормативном документе. Вместе с тем, понятие контрагента используются в правоприменительной практике.

А п.7 ст.3 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. №98-ФЗ определяет  контрагента как сторону гражданско-правового договора.

Важно!
Суды под понятием «контрагент» подразумевают «лиц, учреждения, организации, связанные обязательствами по общему договору, сотрудничающие в процессе выполнения договора, то есть в силу гражданско-правовых отношений хозяйственные субъекты взаимозависимы» (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 г. №А41-К2-20924/07).

На практике под контрагентом понимается одна из сторон договора.

Необдуманный выбор контрагента может привести к срыву исполнения договора и к претензиям налоговых органов. 

ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ?

С целью нивелирования налоговых рисков при выборе потенциального контрагента, компании необходимо иметь минимальный пакет документов, касающихся правоспособности и деятельности проверяемого контрагента.

ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ КОНТРАГЕНТА

ПРОВЕРЯЕМ КОНТРАГЕНТА

Виды контрагентов

Как можно классифицировать контрагентов? 

На практике стороны сделки подразделяют контрагентов по субъектному составу: юридические и физические лица.

В свою очередь, контрагенты – юридические лица подразделяются в зависимости от характера сделки:

  • покупатель - продавец;
  • исполнитель - заказчик;
  • залогодержатель - залогодатель;
  • комитент - комиссионер;
  • принципал - агент;
  • лизингодатель - лизингополучатель;
  • арендодатель - арендатор;
  • прочие контрагенты.

ЮРИСТ - Юр.обслуживание ЮРИСТ - Юр.обслуживание

В самой компании контрагенты как одна из сторон обязательств могут классифицироваться по сумме сделки, условиям  сделки (предоплата, отсрочка платежа, срокам поставки и т.п.).

Учет расчетов с контрагентами

Грамотно выстроенные взаимоотношения с контрагентами оказывают влияние на финансовое состояние компании. Для этого необходима четко выработанная компанией политика ведения расчетов с контрагентами на основе планируемых бюджетов, своевременная инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности контрагентов.

Порядок проведения инвентаризации контрагентов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых результатов, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49.

С проблемой взыскания дебиторской задолженности практически сталкивается каждая компания.

Важно!
Компании необходимо своевременно отслеживать погашение дебиторской и кредиторской задолженностей.

В первом случае нельзя допускать, чтобы долг контрагента стал безнадежным, нереальным к взысканию (по причине истечения срока исковой давности, ликвидации контрагента).

Дебиторская задолженность контрагента, признаваемая безнадежной, должна быть документально подтверждена. К таким документам относятся:

  • договор и иные документы, подтверждающие факт заключения договора;
  • первичные документы: накладные, акты выполненных работ и оказанных услуг и т.п.;
  • счета-фактуры;
  • акт инвентаризации дебиторской задолженности по форме №ИНВ-17 (либо по собственной разработанной форме), подтверждающий факт отражения данной задолженности;
  • «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», являющейся приложением к акту № ИНВ-17;
  • копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица (в случае признания задолженности  безнадежной в результате ликвидации  юридического лица);
  • иные документы, предусмотренные гражданским законодательством РФ, подтверждающие  признание задолженности безнадежной;
  • акты сверки взаиморасчетов  (при этом следует иметь в виду, что акт сверки не относится к первичным учетным документам, подтверждающим совершение хозяйственной операции), которые свидетельствуют о признании существующего долга.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД О ВЗЫСКАНИИ ДОЛГА С КОНТРАГЕНТА: НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Во втором случае выявление просроченной кредиторской задолженности позволит компаниям избежать претензий со стороны своих контрагентов, а также возможных штрафных санкций (пеней за просрочку платежа, неустойки).

Для учета доходов в виде сумм списанной кредиторской задолженности контрагента необходимо наличие документов, подтверждающих существование долга перед кредитором. Кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе доходов по данным инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководства компании (письмо ФНС РФ от 08.12.2014 г. № ГД-4-3/25307@).

В КАКОЙ СУД НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ВАШИМ ДОЛЖНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО?