С каждым годом товаров и услуг становится больше. Появляются новые компании, уже существующие расширяют ассортимент — конкуренция возрастает. Потребителю бывает непросто разобраться с тем, какой товар лучше, где выгоднее заказать услугу, как во всем многообразии найти то, что уже опробовано и проверено.
Чтобы выделить свои товары/услуги из общей массы предложений, каждая компания стремится уникализировать их. Для этого используют товарный знак (ТЗ). Это буквенное, графическое или иное обозначение, которое четко ассоциируется с изготовителем, служит для идентификации его продукции. Если компания успела заслужить хорошую репутацию, то оно становится неким катализатором продаж, нужно лишь зарегистрировать товарный знак.
Для чего это необходимо?
Компания может вкладывать крупные суммы в продвижение бренда, рекламные мероприятия, повышение узнаваемости своих изделий, но если не зарегистрировать товарный знак, эти усилия и финансовые вложения могут оказаться напрасными — недобросовестные конкуренты начнут выпускать свои товары/услуги под тем же или сходным до смешения обозначением.
Закрепление за собой исключительного права на использование ТЗ дает ряд преимуществ:
- Юридическая защита. Зарегистрировав ТЗ, вы будете уверены в том, что его не украдут и не используют для продвижения других продуктов, не связанных с вашей компанией. За нарушение эксклюзивного права на товарный знак предусматривается ответственность: от гражданской или административной до уголовной (в отдельных случаях).
- Право повсеместного использования. После того, как вы зарегистрировали товарный знак, его можно использовать при осуществлении любых видов деятельности: реклама, промо-акции, упаковка товаров, продвижение в Интернете и так далее.
- Повышение лояльности потребителей. Зарегистрированный ТЗ свидетельствует о надежности фирмы, ее долгосрочных планах на существование, заботе о репутации. Это повышает доверие потребителей, стимулирует продажи.
Где проходит процесс законодательной проверки?
Регистрацией занимает уполномоченный федеральный орган, заведующий вопросами интеллектуальной собственности, — Роспатент. Здесь регистрируются обозначения, исключительные права на использование которых будут действовать на территории Российской Федерации. Если компания планирует ввести внешнеэкономическую, торговую или другую деятельность, необходимо пройти процедуру международной регистрации.
Уполномоченное ведомство территориально находится в Москве. Жители других городов направляют заявки предусмотренными законодательством способами или через региональные представительства.
РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ТОРГОВОЙ МАРКИ В РОСПАТЕНТЕ
Кто может обращаться в Роспатент?
Основные вопросы, связанные с индивидуализированными обозначениями и исключительными правами на них, регламентируются ГК РФ. Согласно законодательству, зарегистрировать товарный знак имеют право юридические лица или индивидуальные предприниматели. Они могут лично подать заявку (ИП или представитель фирмы) либо при помощи доверенных лиц, патентных проверенных. К последним относят специалистов, которые прошли аттестацию в патентном госведомстве и получили право вести дела по регистрации товарных знаков, оформлению патентов. Это право подтверждено государственным свидетельством.
Как проходит процесс?
До того как зарегистрировать товарный знак, необходимо удостовериться, что он не дублирует уже имеющиеся. С этой целью проводится проверка на тождественность и схожесть до степени смешения. Можно самостоятельно обратиться к реестрам Роспатента или же воспользоваться услугами профессионалов, которые помогут провести проверку. Она не обязательна, однако целесообразно убедиться в том, что выбранное обозначение уникально. В противном случае высок шанс отказа Роспатентом.
РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В РОСПАТЕНТЕ
На следующем этапе в Роспатент подаются заявление и документы, необходимые для регистрации:
- свидетельство ИП/устав юрлица с кодом ОКПО;
- изображение регистрируемого обозначения в восьми экземплярах;
- список товаров, которые будут изготавливаться с использованием товарного знака (формируется по международному классификатору);
- квитанции, свидетельствующие об оплате пошлин.
Документы можно направлять различными способами:
- лично во время визита в отделение Роспатента;
- по почте;
- в электронной форме при условии установки специального программного обеспечения;
- через профессионального посредника;
- по факсу (в дальнейшем необходимо передать в Роспатент оригиналы документов).
РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА ОТЧУЖДЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Уполномоченный орган, получив бумаги, регистрирует заявку и сообщает ее номер заявителю. Роспатент анализирует пакет документов, проводит проверку и детальную экспертизу, по результатам которой принимается решение.
Регистрируемое обозначение не должно быть:
- общепринятым словом/знаком;
- государственным символом;
- наименованием правительственной или международной организации;
- оскорбительным;
- противоречащим общественным устоям, принципам морали.
Эти и другие факторы могут стать причиной отказа. Такое решение не окончательно — его можно оспорить, подав мотивированное возражение в палату по патентным спорам в срок, не превышающий три месяца с момента получения негативного решения.
При положительном решении заявитель получает свидетельство, действительное 10 лет. По истечении этого срока ТЗ необходимо повторно зарегистрировать. Перерегистрация может проводиться неограниченное количество раз. Существенно упростить процедуру, сэкономить время и минимизировать риск отказа можно, доверив работу по регистрации товарного знака экспертам «РосКо».