Деятельность ЧОПов. Проблемы лицензирования

Для возможности осуществления деятельности частных охранных предприятий (далее по тексту - ЧОПы) необходима соответствующая лицензия. Охранники - работники ЧОПа также получают соответствующие разрешительные документы. Нередко в организациях организуются собственные посты охраны. Должны ли работники, осуществляющие контроль за проходом на территорию организации, отвечать специальным требованиям?

Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, в том числе по вопросам лицензирования такой деятельности, регулируются Законом РФ от 11.03.1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (далее по тексту - Закон №2487-1).
Согласно ст.2 Закона №2487-1 правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РФ, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты РФ.

В соответствии с п.3 ст.3 Закона №2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов и (или) имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с п.1 ст.11Закона №2487-1 оказание этих услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения.
Кроме того, охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране. 

Перечень таких объектов утверждается Правительством РФ (п.3 ст.11 Закона №2487-1).

Так, Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов исполнительной власти (п.1 Перечня).

Важно!
Сфера деятельности частных охранных организаций законодателем ограничена, а Правительству РФ предоставлено право определения объектов, подлежащих государственной охране, услуги по охране которых частные охранные организации оказывать не могут (решение АС Красноярского края от 29.12.2015 г. №А33-16690/2015).

Итак, ст.1 Закона №2487-1 установлено, что охранные и детективные услуги должны предоставляться организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел. Лицензирование частной охранной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 г. №600.

В связи с установленными лицензионными требованиями возникает вопрос: а может ли охранник работать без лицензии? 

Как следует из положений ст.11.1, ст.12 Закона №2487-1, такие работники должны пройти профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдать квалификационный экзамен и получить удостоверение частного охранника.

Важно!
Обязательным требованием является наличие у работников ЧОПа, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной ОВД (п.7 ст.12 Закона №2487-1).

Отсутствие удостоверения частного охранника может послужить причиной приостановления действия лицензии ЧОПа и привлечения его к административной ответственности по ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей (решение АС Краснодарского края от 19.08.2015 г. №А32-18529/2015).

При этом суды скептически относятся к объяснениям факта отсутствия у работников ЧОПа удостоверения частного охранника, личной карточки охранника по причине прохождения соответствующего обучения, подчеркивая, что требования п.1 ст. 11.1, абз.7 ст. 12 Закона №2487-1 прямо запрещают осуществление физическими лицами частной охранной деятельности в отсутствии удостоверения частного охранника, личной карточки охранника (решение АС Новосибирской области от 09.02.2016 г. №А45-25380/2015).

Важно!
П.3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) для юридических лиц в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.

Должны ли работники, осуществляющие пропускной режим на предприятии (фактически выполняют работы по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны), иметь удостоверения частного охранника, личную карточку охранника?

В силу абз.1 ст.1 Закона №2487-1 частная охранная организация (охранная организация) определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и ИП в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

То есть обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны должно осуществляется в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком (ст.12.1 Закона №2487-1). А пропускной режим устанавливается при входе на территорию организации и контроль за проходом на территорию осуществляется работниками контролерами, принятыми на работу по трудовым договорам. Следовательно, ввиду отсутствия договора на оказание возмездных услуг охраны, требование о лицензировании неправомерно (решения АС Самарской области от 27.02.2014 г. №А66-5961/2011 и Архангельской области от 14.07.2014 г. №А05-2921/2014).

Как правило, такие работники именуются в трудовом договоре контролерами, вахтерами. У таких работников полномочий меньше, чем у лицензированных охранников (например, нет возможности ношения оружия, задерживать нарушителя с применением физической силы).

КАКОЙ МИНИМАЛЬНЫЙ УСТАВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ ЧОП (ЧАСТНОГО ОХРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ)?