Представим в виде схемы порядок и сроки уведомления налоговых органов о КИК, об участии в иностранных компаниях:
В случае если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для такого уведомления не изменились, то повторные уведомления не представляются (например, у контролирующего лица изменилась доля, но все равно лицо признается контролирующим по отношению к КИК). При прекращении участия в иностранных организациях налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган не позднее одного месяца с момента прекращения такого участия (абз.4 п.3 ст.25.14 НК РФ).
Напомним, что иностранные организации (структуры без образования юридического лица), имеющие недвижимое имущество, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на территории РФ (ст.374 НК РФ), обязаны представлять в налоговую инспекцию (по местонахождению этого недвижимого имущества) сведения об участниках этой иностранной организации либо сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих (п.3.2 ст.23 НК РФ).
В п.7-12 ст. 25.14 НК РФ приведен алгоритм действий налогоплательщиков и налоговых органов при обнаружении ошибок, неточностей в ранее представленных налогоплательщиком уведомлениях, а также определены ситуации, когда налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст.129.6 НК РФ.
Налогоплательщик (по аналогии с представлением уточненных деклараций) может представить уточненные уведомления при выявлении каких-то неточностей (в регистрационном номере, коде и т.п.) либо ошибок. В том случае если это сделано до момента выявления этих неточностей, ошибок налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности (абз.2 п.7 ст.25.14 НК РФ).
Однако при наличии у налогового органа информации (в результате межгосударственного обмена информацией) о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации и не представил уведомление о КИК, налоговый орган направляет такому налогоплательщику требование.В требовании налогового органа налогоплательщику предлагается два варианта действий: либо представить уведомление (значит, признать факт осуществления контроля над иностранной компанией) либо пояснения, свидетельствующие об отсутствии фактов осуществления контроля в течение двадцати дней (п.8 ст.25.14 НК РФ).
Конструкция Закона №376-ФЗ такова, что налоговый орган может самостоятельно признать налогоплательщика, не представившего такое уведомление, контролирующим лицом КИК. Такое право предоставляют налоговым органам положения п.5 ст.25.13 НК РФ.
Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в требовании налоговой инспекции, то он должен в отведенный для этого срок, представить в налоговую инспекцию необходимые документы, которые говорят об отсутствии контроля над иностранной компанией.
А далее, сценарий будет развиваться по двум направлениям (п.11 ст.25.14 НК РФ):
- налоговые органы, рассмотрев представленные налогоплательщиком пояснения и документы, соглашаются с налогоплательщиком в отсутствии оснований для признания его контролирующим лицом иностранной организации (структуры без образования юридического лица) и никакие санкции при этом не налагаются;
- налоговые органы не соглашаются с налогоплательщиком в отсутствии оснований для признания его контролирующим лицом иностранной организации (структуры без образования юридического лица) и направляют этому налогоплательщику уведомление о контролируемых им иностранных компаниях.
При этом налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о подаче соответствующего заявления в суд в течение трех дней с момента подачи заявления.
И пока судебный акт не вступит в законную силу, такой налогоплательщик не может быть признан контролирующим лицом иностранной компании (абз.2 п.12 ст.25.14 НК РФ).
А если налогоплательщик не оспорит направленное ему налоговым органом уведомление о контролируемых им иностранных компаниях?
В этом случае налогоплательщик по истечении трех месяцев с даты получения указанного уведомления считается признавшим себя контролирующим лицом иностранной компании со всеми вытекающими налоговыми последствиями (абз. 3 п.12 ст.25.14 НК РФ).
Обновленные налоговые санкции
Глава 16 НК РФ пополнилась новыми статьями 129.5 и 129.6 НК РФ, устанавливающими ответственность налогоплательщика за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения соответствующей доли прибыли КИК в свою налоговую базу, а также за непредставление уведомлений либо недостоверных сведений о КИК, об участии в иностранных организациях.
Виды и размер налоговых санкций, подлежащих взысканию с контролирующего лица, систематизирован в таблице:
Вид налогового правонарушения | Цена налоговых санкций |
Непредставление перечня документов, определенных п.5 ст.25.15 НК РФ, (налоговая декларация, финансовая отчетность КИК, аудиторское заключение, если в силу местного закона установлен обязательный аудит в отношении такой отчетности) либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями | 100 000 рублей (п.1.1 ст.126 НК РФ) |
Неправомерное непредставление налогоплательщиком - иностранной организацией (структурой без образования юридического лица) данных о своих участниках либо сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих (требования новой редакции п.3.2 ст.23 НК РФ). Речь идет об иностранных организациях, которые владеют недвижимым имуществом в РФ |
100 % от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (п.2.1 ст.129.1 НК РФ) |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица доли прибыли КИК | 20 % от суммы неуплаченного налога в части прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей (ст.129.5 НК РФ) |
Неправомерное непредставление уведомлений о КИК, а также представление уведомления с недостоверными сведениями. | 100 000 рублей в отношении каждой КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ) |
Неправомерное непредставление уведомления об участии в иностранных организациях, а также представление уведомления с недостоверными сведениями | 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации (п. 2 ст. 129.6 НК РФ) |
В отношении правонарушений, установленных ст.129.5 НК РФ, предусмотрен переходный период. Так, при вынесении решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за периоды 2015 - 2017 г., ответственность по новой ст.129.5 НК РФ не применяется (пп.1 п.3 ст.3 Закона №376-ФЗ). Налоговая ответственность наступит только в части вынесенных налоговым органом решений, касаемых налоговых периодов, начиная с 2018 года (пп.2 п.3 ст.3 Закона №376-ФЗ).
Уголовная ответственность
Следует помнить, что помимо налоговой ответственности, существует и уголовная ответственность как у физического (ст. 198 УК РФ), так и у юридического лица (ст. 199 УК РФ) за уклонение от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере.
Напомним, что крупным размером считается сумма налогов (сборов), составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что неуплаченная доля налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 6 млн рублей. А особо крупным размером признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что неуплаченная доля налогов (сборов) превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 30 млн рублей.
Такие правонарушения могут иметь место и в связи с невключением соответствующей доли прибыли КИК в налоговую базу по НДФЛ либо по налогу на прибыль.
Как и в случае налоговой ответственности, для наступления уголовной ответственности установлен переходный период.
За деяния, связанные с неуплатой (неполной уплатой) сумм налога за налоговые периоды 2015 - 2017 г. прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (п.4 ст.3 Закона №376-ФЗ).
Резюме
Принятый закон не означает отмену использования офшорных структур (по большому счету это касается крупного бизнеса), но выводит их прибыль в русло российского налогового законодательства и на особый контроль со стороны налоговых органов.
Как было отмечено в статье, положения Закона №376-ФЗ (п. 8-12 ст. 25.14 НК РФ) предусматривают возможность признания налоговыми органами лица контролирующим в рамках международного обмена информации с иностранным государством, где зарегистрирована иностранная компания.
Практическая реализация этой нормы уже сейчас вызывает немало споров. С одной стороны, российской стороной ратифицирована Международная конвенция ОЭСР об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах и в дальнейших планах - заключение двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией.
С другой стороны, зная слабый уровень налогового администрирования российских налогов, а также их выборочность, можно предположить, что новый закон не сможет выявить всех контролирующих лиц иностранных компаний. Например, если добровольно участник иностранной компании не признал осуществление своего контроля над КИК, то налоговые органы могут закрыть глаза на этот факт (в отношении определенной группы налогоплательщиков).
В ближайшее время, возможно, появятся методические рекомендации для налоговых органов по применению положений гл. 3.4 НК РФ.
Несмотря на уже принятый закон, подзаконные акты для полноценной его работы, пока не приняты. Налоговому ведомству предстоит утвердить перечень стран, не обеспечивающих обмен информацией в налоговых целях с РФ (так называемый «черный список»), а также формы уведомлений об участии в иностранной организации и о КИК.
Уже сейчас обсуждаются вопросы по внесению поправок в принятый закон и эти поправки, скорее всего, будут не одиночными.
Какое влияние окажет данный закон на интересы российского бизнеса, предугадать очень сложно. Однако принятый Закон №376-ФЗ приведет к увеличению налоговой нагрузки отечественного бизнеса на фоне экономического кризиса.