Выгорание сотрудников в кризис
Выгорание сотрудников – настоящая головная боль для работодателей. Особенно в кризисные времена. Ведь люди – не роботы, и им свойственно периодически терять мотивацию и, банально, уставать. К счастью, есть действенные способы предотвращения «обломовщины» в коллективе.
Как распознать симптомы выгорания у конкретного человека
Выгорание – синдром, обусловленный хроническим стрессом на работе. Его основными симптомами являются:
-
потеря у человека мотивации к труду;
-
подавленность;
-
отсутствие сил;
-
снижение работоспособности;
-
циничное и негативное отношение к своим профессиональным обязанностям;
-
психологическая отрешенность (а в крайней стадии – даже агрессия по отношению к окружающим).
Человек в подобном состоянии сталкивается с психологическими проблемами. Со временем его физическое здоровье ухудшается. Специалист попросту не способен вникать в рабочий процесс так, как делал это до возникновения проблемы. Уровень его вовлеченности стремится к нулю: ни о каком энтузиазме речи не идет.
Тревожными звоночками являются: срыв дедлайнов, невнимательность, отсутствие инициативы, ухудшение отношений с руководством и коллегами, грубость по отношению к клиентам. Если вы ранее не замечали подобного поведения у конкретного специалиста, то, возможно, он уже начал выгорать.
Например, команда готовит медиаплан на следующий месяц. Сотрудник отвечает за распределение бюджета на проведение промоакций. Его коллеги давно закончили свою часть работы, а выгоревший PR-менеджер затягивает сдачу своей части. После неоднократных просьб рассчитать затраты, чтобы реестр можно было передать на согласование директору по маркетингу, специалист сдает работу. Но таблица получилась малоинформативной, со странным форматированием. В подсчетах были выявлены грубые ошибки: превышение плановых показателей в 3 раза по двум статьям затрат. В итоге сроки сдачи медиаплана сорваны, руководитель не доволен. Команда в авральном режиме самостоятельно вносит корректировки, по факту выполняя обязанности малоэффективного сотрудника. Не стоит говорить о том, что такое отношение к работе в долгосрочной перспективе способно существенно снизить продуктивность работы всего отдела.
Интересный факт: По данным исследовательского института Gallup, сотрудники с выгоранием на 63% чаще берут больничный, попадают в больницу на 23% чаще и в 2,6 раза чаще находятся в поиске работы.
Такие кадры обходятся фирме дороже, чем вовлеченные специалисты. На работу в полную силу у них не хватает «топлива». Но как помочь человеку, а, следовательно, и фирме в подобной ситуации? А если «хандра» у нескольких сотрудников?
Как выявить выгорание: действенные методики
К эффективным способам определения уровня удовлетворенности работы и вовлеченности сотрудникам относятся:
-
профессиональное тестирование – есть специализированные компании, которые на профессиональном уровне занимаются оценкой качества работы персонала. Опросник должен соответствовать Российскому стандарту тестирования по критериям надежности, достоверности, валидности и репрезентативности;
-
корпоративные опросы (анонимные) – тем самым вы показываете, что фирме не все равно на благополучие каждого члена команды. Поначалу люди будут давать лишь социально одобряемые ответы, но со временем смогут раскрыться и поведать о своих болях и потребностях. Таким образом можно узнать реальный «климат» в коллективе и скорректировать политику компании. На помощь кадровику придут специальные сервисы по типу SurveyMonkey или Simpoll;
-
человеческое отношение – если вы видите, что сотруднику плохо, почему бы не провести с ним личную беседу? Узнайте, что случилось, и чем вы можете помочь.
Иногда достаточно одного «разговора по душам», чтобы помочь человеку адаптироваться к вызовам, с которыми он столкнулся на работе. Допустим, сотрудника перевели на удаленный режим, и у него сбился режим труда и отдыха, а также ему банально не хватает общения с коллегами. В этом случае нужно предоставить человеку более подходящий режим работы: например, 1 день в офисе и 2 – на удаленке.
Интересный факт: Существуют так называемые комнаты психологической разгрузки, которые помогают сотрудникам снять эмоциональное напряжение и быстро восстановить силы. Работодатели в Японии пошли еще дальше, и разработали «Комнаты ярости»: в них любой сотрудник может крушить все вокруг. Но чаще японские работодатели предпочитают оборудовать пустые комнаты с манекенами босса, которые можно бить кувалдой или битой. В России тоже можно найти примеры реализации подобных проектов. Но не обязательно полностью перенимать опыт коллег: достаточно периодически проводить психотерапевтические и психогигиенические мероприятия.
Методы борьбы с выгоранием: кейсы
Существует специальные программы для повышения уровня благополучия и профилактики эмоционального выгорания – well-being. Но чтобы их организовать, нужно выяснить, чего именно не хватает сотрудникам, и понять, как исправить ситуацию. Конечно, комплекс мероприятий зависит от бюджета организации: не каждая компания может позволить себе это дорогостоящее удовольствие.
Если на внедрение полноценной программы у фирмы недостаточно средств, то можно:
-
выделить часть бюджета компании на первые психотерапевтические сеансы для сотрудников – помочь человеку обратиться за помощью, поддержав материально;
-
предоставить доступ к онлайн-сервису психологической поддержки;
-
периодически проводить сеансы индивидуальной и групповой психотерапии по желанию сотрудников (но этот вариант подходит не для всех).
Имейте в виду, что к подбору специалистов нужно подходить с особым вниманием. Чтобы не нарваться на дилетантов, всегда обращайте внимание на квалификацию и стаж психолога, изучайте отзывы и рекомендации знакомых, которые уже воспользовались его услугами.
Даже если данные методы вам не подходят, в любой непонятной ситуации можно предоставить выгоревшему сотруднику отдых, порадовать его небольшим подарком (например, оплатить поход в SPA или поездку на выходные на базу отдыха). Конечно, все зависит от возможностей работодателя и ценности специалиста для фирмы.
В нетяжелых случаях, если выгорание выявлено в самом начале, отлично работает прием «обмена ролями» или «стажировка». В первом случае нужно поменять сотрудников местами, во втором – отправить сотрудника поработать в чужой отдел, подразделение или даже филиал (но только если получите согласие специалиста).
Как предотвратить выгорание у сотрудников
В первую очередь, поставьте перед собой задачу быть внимательнее к окружающим. Следите за климатом в коллективе: у сотрудников должна быть возможность общаться, делиться идеями, высказываться. Идеально, если в компании будет человек (пускай и по аутсорсингу), к которому можно обратиться за советом и поделиться своими переживаниями.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА НУЖНО ИЛИ НЕТ (ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ)
Проводите корпоративные мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Главное, чтобы они были не «добровольно-принудительными»: нужно считаться с мнением людей, ведь не все хотят тратить свои выходные на поездку на природу или идти в дорогостоящий ресторан (особенно за свой счет). Возможно, сотруднику или целому отделу просто нужно отдохнуть. Будьте гибкими, старайтесь проявить эмпатию к каждому члену команды, создайте атмосферу доверия. Что точно не допустимо, так это буллинг (агрессивное отношение со стороны одного или нескольких лиц к члену коллектива) на рабочем месте: нужно оперативно выявлять подобные настроения и не доводить ситуацию до точки кипения.
Для поднятия корпоративного духа можно применять так называемые «мозговые штурмы» (brain storming) или тренинги личностного роста от проверенных коучей, благодаря которым у людей появляется вдохновение и мотивация. Но все хорошо в меру
Периодически проводите опросы, чтобы понять, насколько сотрудники знают свои текущие задачи и насколько их устраивает текущая ситуация. Люди хотят видеть свой вклад в успех компании, и при этом не оставаться в тени. Следите за тем, чтобы никто не чувствовал себя обделенным вниманием: даже маленькие заслуги должны поощряться.
Опытные HR’ы советуют придумать праздник компании. Подойдут как мотивирующие поводы по типу «Тысячный клиент», так и более забавные, например, «День кофе и пончиков». Можно организовать конкурс на поиск лучшей идеи для праздника и порадовать победителей приятными сюрпризами.
Еще один способ борьбы с выгоранием в коллективе – дать возможность каждому специалисту проявить себя: кто-то рисует и украшает офис своим работами, кто-то увлекается картами таро и делает расклад раз в месяц прямо в кабинете, кто-то поет на корпоративах и получает свой «звездный час» (это еще и экономия для фирмы на привлечении сторонних исполнителей).
И, конечно же, тщательно разрабатывайте систему мотивации. Здесь все индивидуально, и универсального решения нет. Нужно находить пути решения, подходящие именно вашей компании.
Подведем итоги. Если сотрудник уже выгорел, проанализируйте причины. Может человека недооценили как профессионала, ему не хватает денежной мотивации или у него попросту депрессия из-за определенного события в жизни. Возможно, его поглотила рутина и он потерял свою «творческую жилку».
Не бойтесь смотреть на ситуацию под разными углами: вы ничего от этого не потеряете. Без общения понять, что творится на душе у человека, невозможно. Самое главное – не сравнивайте себя или других людей с конкретным сотрудником. У всех свои мотивы и жизненные обстоятельства.
Старайтесь по мере возможности помогать «выгоревшим» сотрудникам, не оставляйте их без помощи. После пережитого кризиса при должной поддержке такие специалисты становятся более продуктивными и лояльными к вам, как к «спасителю», и к бренду в целом.
В целом, если ваша фирма столкнулась со случаями выгорания у сотрудников, это повод задуматься. Возможно, стоит пересмотреть кадровый состав или скорректировать методы управления персоналом. Но это уже – отдельная тема для разговора.