Доверь свой бизнес
профессионалам
Услуги

Проект по блокировке счетов клиентов банка

В конце 2016 г. в деловых кругах активно обсуждался законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части противодействия хищению денежных средств)», позволяющим банкам приостанавливать операции по переводу денежных средств в случае, если они заподозрят попытку несанкционированного списания денежных средств. Такой проект был подготовлен Минфином РФ совместно с Минэкономразвития РФ, МВД РФ, Росфинмониторингом, ФСТЭК РФ и Банком РФ. Какова судьба законопроекта?

Согласно пояснительной записке к проекту его целью является разработка механизма противодействия несанкционированным операциям по списанию денежных средств со счета клиентов банка посредством сети «Интернет» и устройств мобильной связи.

Проектом предлагалось внести изменения в Федеральные законы от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) и от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ» и АПК.

Ознакомиться с проектом можно на странице:regulation.gov.ru

Изначально планировалось, что изменения вступят в силу в начале 2017 г. Однако на практике этого не произошло.

БАНК ЗАБЛОКИРОВАЛ СЧЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Важно!
Как утверждают сами банкиры, проект формализует фактическую ситуацию борьбы банков с мошенническими операциями.

66.pngВ чем суть законопроекта?

В пояснительной записке к проекту указывается, что «…наибольшее количество несанкционированных операций в системах дистационного банковского обслуживания (далее по тексту – ДБО) со счетов физических лиц отмечается в сегменте от 10 тыс. до 50 тыс. рублей. Объем несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных (выданных) на территории  РФ, в 2015 году составил более 1,14 млрд рублей. В 2015 году в Банк РФ было сообщено о 32,5 тыс. попыток осуществления несанкционированных операций посредством систем ДБО на общую сумму 5,13 млрд рублей».

Под несанкционированными операциями понимаются операции, совершенные без согласия, либо введением в заблуждение клиента, совершенные с использованием платежных карт и с использованием систем ДБО.

Проект обязывает банки приостанавливать расчеты по таким операциям или в целом по платежному инструменту до их подтверждения клиентом и регламентирует взаимоотношение сторон при оспаривании этих действий. 

РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИИ ПОД КЛЮЧ

Так, проектом предлагается дополнить Закон №161-ФЗ статьей 8.1 следующего содержания: оператор по переводу денежных средств обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента (уменьшения остатка электронных денежных средств) на срок не более двух рабочих дней:

  • приостановить исполнение распоряжения с обязательными признаками совершения перевода денежных средств без согласия клиента;
  • приостановить использование электронного средства платежа, с использованием которого осуществлены операции с обязательными признаками совершения перевода денежных средств без согласия клиента.

То есть оператор должен предотвращать совершение операций, если имеется подозрение, что они совершаются без согласия клиента.

Важно!
Если имеются признаки сомнительности операций, оператор получает право до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух дней приостановить исполнение распоряжения или использование электронных средств платежа (далее по тексту – ЭСП).

При этом оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту в порядке, установленном в договоре, информацию о выявленных признаках совершения перевода денежных средств без согласия клиента и рекомендации по снижению рисков повторного осуществления таких переводов.

УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА, ЦЕНЫ

Пунктом 3 ч. 4 ст. 8.1 Закона №161-ФЗ устанавливается, что после реализации мер по приостановлению исполнения распоряжения о списании денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно запрашивать подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения. При этом подтверждение клиента-физического лица запрашивается с использованием телефонной связи и (или) путем направления электронного сообщения.

Важно!
С какой целью внесены подобные изменения? В первую очередь, проект направлен на защиту клиентов с помощью создания нормативной правовой базы и единого порядка действий как операторов по приему платежей, так и самих клиентов при обнаружении признаков несанкционированных операций.

16.pngКакова судьба законопроекта?

Минэконразвития РФ дало заключение об оценке регулирующего воздействия на данный законопроект (№37150-ОФ/Д26и от 05.12.2016 г.).

Как отмечено в заключении, предлагаемое проектом регулирование повлечет за собой дополнительные финансовые и трудовые затраты как операторов по переводу денежных средств,
так и их клиентов. Указанные затраты будут связаны, прежде всего, с необходимостью подачи
в арбитражный суд заявлений об установлении факта осуществления перевода (списания) денежных  средств (использования ЭСП) без согласия клиента и обязанностью осуществления остальных процедур, предусматриваемых проектируемыми ч.11-11.8 ст.9 Закона №161-ФЗ.

Минэкономразвития РФ считает необходимым установить право оператора по переводу денежных средств, уже зачислившего денежные средства на счет клиента, блокировать денежные средства на счете получателя в размере указанной в уведомлении суммы на срок, необходимый для
установления факта перевода (списания) денежных средств (использования ЭСП)
без согласия плательщика.


Критике со стороны ведомства подвергся и п.2 ч.4 ст.8.1 Закона №161-ФЗ в части предоставления оператором клиенту информации о выявленных признаках совершения перевода денежных средств без его согласия и рекомендации по снижению рисков повторного осуществления таких переводов. По мнению, Минэкономразвития РФ, данное положение проекта предоставляет потенциальному мошеннику возможности для изучения параметров системы по мониторингу подозрительных транзакций в кредитной организации, что может позволить выработать тактику обхода контроля.

Таким образом, Минэкономразвития РФ сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом. Кроме того, по мнению  Минэкономразвития РФ, в проекте присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для бизнеса, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пока проект нуждается в доработке, каждый оператор разрабатывает собственный регламент действий в случае выявления признаков несанкционированных операций со счетов клиента.

РАЗБЛОКИРОВКА СЧЕТА: СРОКИ

РАЗБЛОКИРОВКА РАСЧЕТНОГО СЧЕТА

Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО "Российский союз аудиторов
(Ассоциация)"
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)