Доверь свой бизнес
профессионалам
9:30 до 18:30
Москва, Щепкина, д. 8 info@rosco.su
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги компании

Проведение инвентаризации имущества (I часть)

Когда необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств? Какие сроки установлены для ее проведения? В данной статье рассмотрим порядок проведения инвентаризации имущества.

Основной целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества организации должна охватывать основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

При этом инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Важно!
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Нормативные документы

Требование о проведении инвентаризации имущества содержится в следующих документах:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение о бухгалтерском учете и отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, утв.приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее по тексту - Методические указания).

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

12.png

Перечень ситуаций, при которых инвентаризация обязательна

Перечень случаев, когда инвентаризация имущества является обязательной, приведен в п.1.5 Методических указаний:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
  • в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

Например, в г. Челябинске при падении метеорита в феврале 2013 г. были разрушены многие производственные и офисные здания. Данное событие вызвано техногенными факторами и влечет за собой обязательную инвентаризацию имущества.

-при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

70.png

Сроки проведения инвентаризации

Инвентаризация основных средств должна проводиться не реже 1 раза в три года, а библиотечных фондов - один раз в 5 лет. В организациях с большой номенклатурой основных средств, целесообразно проводить инвентаризацию чаще.

Важно!
Кроме запланированных обязательных инвентаризаций, организация может осуществлять и внеплановые (внезапные) инвентаризации имущества.

Частота проведения внезапных инвентаризаций зависит от смены материально ответственных лиц, роста сверхнормативных запасов материалов, увеличения неликвидов, при наличии фактов хищений, недостач и пр.

В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

97.png

Нужно ли закрывать склад на время проведения инвентаризации?

Если для маленьких организаций не составляет труда закрыть склад на несколько часов, то крупные предприятия не могут остановить приемку-выдачу материалов. В этом случае товарно-материальные ценности, поступающие в процессе инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации. Поступившие товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись. Аналогичным образом осуществляется и отпуск материалов.

Образцы отдельных описей (на приход и на отпуск) представлены ниже.

АО "Лютик"

склад (цех)№_______

Товарно-материальные ценности, оприходованные во время инвентаризации

п/п

Дата поступл.

Поставщик

№ прих. документа и дата

Наименование материала

Количество

Цена

Сумма

1

2

3

4


5

Председатель комиссии:                _______________                ___________________                 ___________________

                                                            (должность)                               (подпись)                                    (расшифровка)

Члены комиссии:                           _________________             __________________                    __________________

                                                            (должность)                               (подпись)                                     (расшифровка)

Все ценности, поименованные в данной описи с №________по №_________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

Материально ответственное (ые) лицо (а) ______________________ _______________________

На приходном документе проставляется отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую занесены поступившие ценности. Документ подписывается председателем инвентаризационной комиссии.

АО "Лютик"

склад (цех) №_______

Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации

п/п

Дата отпуска

Ф.И.О. получателя

№ расходного документа и дата

Наименование материала

Количество

Цена

Сумма

1

2

3

4

5

Председатель комиссии:         _______________             ___________________                 ___________________

                                                     (должность)                           (подпись)                                   (расшифровка)

Члены комиссии:                   _________________            __________________                   __________________

                                                     (должность)                          (подпись)                                     (расшифровка)

Все ценности, поименованные в данной описи с №________по №_________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

Материально ответственное (ые) лицо (а) ______________________ _______________________

Услуги по теме
Экспресс-аудит
от 25 000 руб.
Аудит бухгалтерской отчетности
от 70 000 руб.
Проведение инвентаризации имущества
от 50 000 руб.
Инвентаризация имущества от компании РосКо!Звоните!
Проведение инвентаризации имущества от 50 000 руб.
Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)