Критерии необоснованной налоговой выгоды появится в Кодексе

В июле 2017 г. должен быть рассмотрен во втором чтении законопроект №529775-6 федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (далее по тексту - законопроект). Законопроект был принят в первом чтении еще в 2015 г. и касается введения на законодательном уровне понятия «необоснованная налоговая выгода». Что изменится для налогоплательщиков с приятием данного закона?

Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость изменений в НК РФ вызвана активным применением налоговыми органами таких оценочных категорий, как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность».

На сегодняшний день, такие понятия как «проблемный», «недобросовестный» контрагент не содержатся ни в гражданском, ни в налоговом законодательствах. Вместе с тем, данные понятия используются в правоприменительной практике. В связи с этим возникла необходимость законодательного урегулирования вопросов исключения возможности ограничения налоговыми органами прав добросовестных налогоплательщиков, а также решения проблемы использования налогоплательщиками формально правомерных действий с целью неуплаты (не полной уплаты) налога, неправомерного получения права на возмещение (зачет, возврат) сумм налогов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета

Впервые понятия «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность» при выборе контрагентов были введены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53 (далее по тексту – Постановление №53). В этом же Постановлении №53 были обозначены критерии недобросовестности.

В соответствии с изложенными в Постановлении №53 разъяснениями судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

 НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА?

Налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам ориентироваться на следующие критерии самостоятельной оценки рисков (п.12 письма Минфина РФ от 11.12.2015 г. №03-07-14/72647):


  • отсутствие личных контактов руководства поставщика и руководства покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС РФ).

Налоговиками приводятся дополнительные факторы, повышающие налоговые риски:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • наличие в договорах нестандартных условий (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • наличие операций с неликвидными ценными бумагами (например, собственных векселей контрагента), а также выдача (получение) займов без обеспечения;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика.

СПЕЦРЕЖИМЫ РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ 

Что предлагается законопроектом?

Законопроектом предлагается дополнить I часть НК РФ статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей».

Важно!
Не допускается уменьшение налогоплательщиком суммы подлежащих уплате налогов в результате искажения фактов хозяйственной жизни налогоплательщика (п.1 ст.54.1 НК РФ). При этом вновь введенная ст.54.1 НК не раскрывает содержание понятия «искажение фактов хозяйственной жизни».

Таким понятием оперирует бухгалтерское законодательство, а в налоговом – искажение приравнивается к ошибкам в исчислении налоговой базы (ст.54 НК РФ).

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ

Законодателями определено (п.2 ст.54.1 НК РФ), что по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить сумму подлежащих уплате налогов в соответствии с правилами соответствующей главы части II НК РФ, если:

  • основной целью совершения сделки (операции) не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) сумм налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору (закону).

Данные формулировки тоже не отличаются четкостью. По сути, это попытка раскрыть понятие «экономической обоснованности» совершенных операций.

Налогоплательщику нужно объяснять налоговикам, что заключенный контракт не имеет единственную цель – неуплата (неполная уплата) налогов и сборов. То есть сделка должна быть реальной, хотя данного понятия в ст.54.1 НК РФ нет.

По новым критериям, обязательство по сделке должен исполнить контрагент, являющийся стороной договора, либо по переданному по договору (либо на основании закона) обязательству.

Сейчас налоговики проверяют, почему налогоплательщик выбрал данного контрагента на основании критериев, приведенных в Письме РФ от 23.03.2017 г. №ЕД-5-9/547@. Например, налоговики не вправе лишать вычета НДС только на основании допроса номинального директора и экспертизы почерка (Определение ВС РФ от 06.02.2017 г. №305-КГ16-14921).

В случае если контрагент является фирмой - «однодневкой», но при этом имело место реальное движение товаров, то покупатель в судебном порядке может отстоять право на признание материальных расходов и вычета «входного» НДС (Определение ВС РФ от 29.11.2016 г. №305-КГ16-10399, Постановление АС Поволжского округа от 14.10.2016 г. №Ф06-13592/2016).

 КРИТЕРИИ ФИРМ - «ОДНОДНЕВОК»

В отдельный пункт (п.3 ст.54.1 НК РФ) вынесены основания, только при наличии которых нельзя признать неправомерным уменьшение суммы подлежащих уплате налогов.

Таких оснований три:

  • первичные учетные документы, подписанные неустановленными или неуполномоченными лицами;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • возможность получения налогоплательщиком того же экономического результата при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

То есть приведенные критерии не могут самостоятельно (в отсутствие иных обстоятельств, предусмотренных п.1 и п.2 ст.54.1 НК РФ) рассматриваться в качестве основания для признания уменьшения налогоплательщиком суммы подлежащих уплате налогов неправомерным.

РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ

Ранее таких обстоятельств было намного больше. Так, согласно п.6 Постановления №53 следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; 
  • взаимозависимость участников сделок; 
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом; 
  • разовый характер операции; 
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; 
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций. 

И суды, оценивая представленные налоговиками доказательства, руководствовались данным перечнем (Решение АС г. Москвы от 02.02.2017 г. №А40-132394/2016).

АБОНЕНТСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Важно!
Одновременно п.6 ст.169 НК РФ предлагается дополнить нормой, определяющей конкретные случаи, при которых счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету. Такими случаями предлагается признавать: подписание счета-фактуры неуполномоченным или неустановленным лицом; составление и выставление счета-фактуры иным лицом вместо лица, осуществившего операцию по реализации товаров,  работ, услуг (за исключением случаев, например, когда исполнение соответствующих обязательств в силу закона или условий договора может быть возложено на третье лицо).

Аналогичные критерии предлагается установить и в п.1 ст.252 НК РФ в отношении затрат, которые не могут быть признаны документально подтвержденными расходами для целей исчисления налога на прибыль организаций.

Положения, предусмотренные ст.54.1 НК РФ планируется применять также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются также на плательщиков сборов, страховых взносов и налоговых агентов (п.4 ст.54.1 НК РФ).

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» - 1 ЧАСТЬ    

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ

Как будут выявляться операции, приведенные в ст.54.1 НК РФ?

Важно!
Установление обстоятельств, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ, не может осуществляться налоговым органом вне рамок камеральной налоговой проверки, выездной налоговой проверки, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами или налогового мониторинга (п.5 ст.82 НК РФ).

То есть устанавливать соблюдение критериев по ст.54.1 НК налоговики смогут либо в рамках налоговых проверок либо налогового мониторинга.

ИНФОРМИРОВАН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН (II ЧАСТЬ)

ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ?

Резюме

Целью самого законопроекта является установление конкретных случаев, при которых счета-фактуры и иные документы не могут служить соответственно основанием для принятия к вычету сумм НДС и для учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Как  указано в пояснительной записке к законопроекту, налоговые последствия, возникающие в связи с его принятием, не только не затронут интересы добросовестных налогоплательщиков, не злоупотребляющих своими формальными правами, но и будут способствовать созданию нормальных условий ведения бизнеса и созданию здоровой конкурентной среды для таких налогоплательщиков.

Так ли это на самом деле?

Годами сложившаяся практика по Постановлению №53 уйдет в прошлое…

Казалось бы, за десяток лет установленные критерии получения необоснованной налоговой выгоды могли стать основой для новой ст.54.1 НК РФ. Однако законодатель пошел по иному пути, ничего не позаимствовав из судебной практики и Постановления №53, а введя новые размытые формулировки.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

УГОЛОВНАЯ ПРАКТИКА ЗА СОЗДАНИЕ ФИРМ-«ОДНОДНЕВОК»


Сроки хранения документов: мини-гид для компаний
НАЛОГИ, БУХГАЛТЕРИЯ
Сроки хранения документов: мини-гид для компаний
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/autsorsing/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:07 Кто отвечает за сохранность документов в компании? 03:17 Какие установлены сроки хранения документов? 04:26 Сколько хранить бухгалтерские документы? 06:28 Сколько хранить налоговые документы? 07:23 Сколько хранить кадровые документы? 08:04 Сколько хранить учредительные документы? 08:34 Какая ответственность за нарушение сроков хранения документов? Шкафы и полки в архиве компании заполнены до отказа документами. В течение какого срока обязательно хранить документацию? Как правильно отсчитать период хранения? Что грозит компании, если она досрочно уничтожит документы? Все ответы вы найдете в нашем видео. Здесь вы узнаете, сколько времени можно сохранять различные документы перед тем, как избавиться от них. Полезная информация для бизнеса! Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех изменений и соблюдать требования законодательства. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Оплата налога за самозанятых: неожиданный поворот! Кто действительно может это сделать?
Услуги специалистов: https://rosco.su/yurist/dogovory/soprovozhdenie/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:18 Как происходят расчеты с самозанятыми лицами? 02:16 Можно ли компании длительно сотрудничать с одним и тем же самозанятым лицом? 04:10 Как платит налоги самозанятый? 05:47 А можно ли передать право на уплату налога другому лицу? 🔔 Новости налогообложения самозанятых! 💸💼 "Оплата налога за самозанятых: неожиданный поворот! Кто действительно может это сделать?" 🔔 В нашем свежем видео мы расскажем о самых свежих изменениях в системе оплаты налогов, касающихся самозанятых граждан. Подготовьтесь к встрече с неожиданным поворотом в правилах налогообложения и узнайте, как эти изменения затронут возможности самозанятых граждан уплачивать налоги. 🔍 Вас ждет в видео: - Подробный анализ последних изменений в налоговом законодательстве. - Кто действительно может воспользоваться новыми правилами и как это сделать. - Каковы новые требования к оплате налога для самозанятых. - Практические советы по оптимизации налогов для самозанятых. - Экспертные мнения и статистика о влиянии этих изменений на самозанятых граждан. 💡 Полезные рекомендации: - Узнайте, как сократить расходы на уплату налогов. - Какие методы снижения налогов можно использовать в новых условиях. - Подробности и особенности налогообложения для разных категорий самозанятых граждан. 👥 Наши эксперты: - Мы пригласили финансовых аналитиков, налоговых консультантов и самозанятых предпринимателей, чтобы представить вам всестороннюю информацию. 📱➡️💼 Для тех, кто самозанят: - Как эффективно управлять налогами и оставаться в законном поле. - Новые возможности оптимизации уплаты налогов для самозанятых. 🚀 Не пропустите эту важную информацию о налогах для самозанятых! Узнайте о всех изменениях и новых возможностях прямо сейчас! 👉 Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех изменений в налогообложении и получать основательные советы по оптимизации финансов. Нажмите на колокольчик, чтобы не пропустить наши обновления! Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Бумажная революция 2024: Какие отчеты нужно сдавать в службу занятости?
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:07 Что изменилось в правилах передачи отчетности? 02:19 В каких случаях нужно подавать отчеты в Центр Занятости Населения? 04:17 Какие отчеты и в какие сроки необходимо сдавать в Государственную службу занятости? 🔥"Бумажная революция 2024: Всё о новых отчётах в службу занятости"🔥 ✨В этом видео мы подробно разберём ключевые аспекты предстоящей "Бумажной революции" 2024 года, которая радикально изменит подход к подаче отчётности в службу занятости. Готовы ли вы к новым требованиям электронного века? Узнайте прямо сейчас!✨ 📑С 2024 года компании столкнутся с необходимостью полного перехода на цифровую отчётность в рамках взаимодействия со службой занятости. Это нововведение затронет не только формат сдачи данных, но и расширит список требуемой информации.📊 🚀Мы обсудим: - Какие именно изменения вступят в силу и как они повлияют на работодателей и их HR-отделы. - Детальный обзор новых требований к отчётам, подаваемым в службу занятости. - Пошаговое руководство по переходу на электронную отчётность, с подсказками и лайфхаками. - Частые ошибки и способы их избежать при подаче отчётности в новом формате. - Экспертные мнения и рекомендации для бесперебойной адаптации к нововведениям. 📘Это видео станет вашим надежным путеводителем по новым правилам отчётности и поможет вам подготовиться к грядущим изменениям без лишнего стресса и спешки. 🕒Не откладывайте просмотр на потом, ведь информированность сегодня – это ваша экономия времени и ресурсов завтра! 💬Оставляйте ваши вопросы и комментарии под видео, делитесь собственным опытом перехода на цифровую отчётность. Мы ценим каждое мнение и готовы обсудить актуальные темы, которые вас волнуют. 👍Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные руководства о бизнес-процессах и управлении персоналом. 📢Вперёд к знаниям вместе с нами! Читайте также: https://rosco.su/consult/kakie-sdavat-otchety-v-sluzhbu-zanyatosti-v-2024-godu/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit