Доверь свой бизнес
профессионалам
9:30 до 18:30
Москва, Щепкина, д. 8 info@rosco.su
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги компании

Прием на работу иностранных работников из визовых стран (на примере, Турции)

Основным документом, определяющим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон № 115-ФЗ). Указанный документ определяет правовое положение иностранных граждан, а также регулирует отношения возникающие в связи с их пребыванием или проживанием иностранных граждан и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Нас в первую очередь, интересует вопрос, связанный с трудовыми отношениями между иностранным работником и российским работодателем.

В соответствии с Законом № 115-ФЗ все иностранцы подразделяются на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. От наличия или отсутствия конкретного статуса зависит объем прав и обязанностей, которыми может обладать иностранный гражданин. Определим, что:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

По общему правилу, работодатель вправе привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на такое привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (исключение, высококвалифицированные специалисты). Кроме того, предусмотрены ситуации, в которых трудовой договор может быть заключен без получения работодателем разрешения на привлечение (но при условии наличия у работника разрешения на работу). Такой порядок применяется, в частности, в отношении лиц, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (ст.13 Закона № 115-ФЗ). ФЗ от 30.12.2012 N 320-Ф3 установлено, что с 1 января 2013 года иностранные граждане, временно проживающие в РФ, имеют право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу. Ранее это правило распространялось лишь на постоянно проживающих иностранцев. Следовательно, с 2013 года разрешение на работу должны получать только временно пребывающие в РФ граждане. Таким образом, если принимаемый на работу иностранец имеет разрешение на временное проживание, организация не обязана получать разрешение на привлечение иностранной рабочий силы, а иностранец - разрешение на работу.

3.png

Рассмотрим порядок приема на работу иностранного специалиста на примере работника из Турецкой республики.

В настоящее время действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Граждан Турецкой Республики (Анкара, 12 мая 2010 г.). В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения безвизовый режим действует только при краткосрочных поездках до 30 дней. При этом суммарный срок пребывания граждан Турции на территории РФ не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней. Статья 7 Соглашения предусматривает, что при необходимости более длительного нахождения гражданина Турции на территории РФ, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности, для учебы в учебных заведениях или с иными целями, ему необходимо получить соответствующую визу. Таким образом, организация при приеме на работу гражданина Турции должна иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а сам иностранный работник должен иметь разрешение на работу. Разрешение выдается ФМС в соответствии со специальным Административным регламентом (утвержден приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса РФ и Росрыболовства от 11.01.2008 N 1/4/1/2*(1)) в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2014 г. квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности утверждена в количестве 357 894 приглашений и 1 631 586 разрешений на работу. Квоты не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодателю (заказчику работ, услуг) необходимо представить:

  • заявление;
  • цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм;
  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
  • копию документа о профессиональном образовании, квалификации;
  • медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
  • документ об уплате государственной пошлины (6 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника);
  • копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Направление в ФМС России и службу занятости населения сообщений о приеме на работу визового иностранного работника Законом N 115-ФЗ не предусмотрено. Но поскольку на сегодняшний день данный вопрос является спорным, рекомендуем все-таки представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Помимо этого, работодатель, заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:

  • уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676;
  • направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
  • направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

В целом оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не отличается от оформления таких же отношений с российскими гражданами, то есть также заключается трудовой договор, оформляется приказ о приеме на работу (ст. 57, ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Отметим, что выплата заработной платы производится в денежной форме в рублях, так как выплата заработной платы на территории РФ в иностранной валюте трудовым законодательством не предусмотрена (ст. 131 ТК РФ).

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, в данном случае гражданина Турции, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ), поэтому при заключении трудового договора иностранный гражданин предъявляет, как и российские граждане, документы, указанные в статье 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Иностранный гражданин должен представить документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством соответствующей страны. В Приложении к ранее упоминаемому Соглашению установлено, что для граждан Турецкой Республики действительными документами, удостоверяющими личность являются: специальный паспорт; служебный паспорт; обычный паспорт; книжка моряка - при наличии судовой роли или выписки из нее; проездной документ или временный паспорт.

2) трудовая книжка: работодатель заводит (оформляет) самостоятельно. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 2 формы трудовых книжек, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" и Постановлением СМ СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих";

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования: застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в том числе, постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства. Если трудовой договор на территории Российской Федерации с иностранцем заключается впервые, то свидетельство оформляет работодатель (п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний предъявляется при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Документы об образовании, выданные иностранными учебными заведениями, подлежат признанию на территории РФ в порядке, утвержденном Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. N 611"Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации"

104.png

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о предоставлении дополнительных документов, иностранец должен предоставить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Документы воинского учета указанной категорией граждан при приеме на работу не предоставляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).

От статуса иностранного гражданина, работающего в РФ, зависит и порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование, и налогообложение его доходов НДФЛ. Кроме того, при решении этого вопроса следует учитывать положения международных соглашений между Россией и страной, гражданином которой является работник. Между РФ и Турцией такое соглашение заключено: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.). Данное Соглашение распространяется на налоги и доходы, но не применяется в области страхового обеспечения (страхования). Поэтому на выплаты и иные вознаграждения, производимые по трудовому договору гражданину Турции, временно проживающему на территории РФ, страховые взносы следует начислять в общеустановленном порядке, то есть гражданин Турции, временно проживающей в нашей стране, подлежит обязательному пенсионному страхованию.

Вознаграждения, которые выплачивает турецкому гражданину организация являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с российским законодательством, независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Турции (Письмо ПФ РФ от 07.06.2011 N 30-26/6334).

Если иностранный работник имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то выплачиваемые ему зарплата и иные вознаграждения облагаются страховыми взносами в ФФОМС и ФСС РФ так же как и доходы российских граждан (п. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

Не начисляются страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ, за исключением взносов на травматизм, лишь на суммы выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Статус иностранного работника

(п.1 ст. 2 Закон № 115-ФЗ)

ФСС РФ

НС и ПЗ

ФОМС

ПФ РФ

Постоянно проживающий

да

да

да

да

Временно проживающий

да

да

да

да

(страховая часть)

Временно пребывающий

нет

да

нет

да

(страховая часть)




Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)