Доверь свой бизнес
профессионалам
9:30 до 18:30
Москва, Щепкина, д. 8 info@rosco.su
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги компании

«Надзорные каникулы» для малого бизнеса

Одним из ключевых постулатов Президента  РФ в декабрьском послании Федеральному Собранию РФ был о том, что нужно установить «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства с целью прекратить «кошмарить» малый бизнес. Государственная Дума 17 июня 2015 г. одобрила в первом чтении законопроект №814738-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - законопроект).

Целью обсуждаемого законопроекта является сокращение плановых проверок для законопослушного малого бизнеса на три года.

11.png

Прежде всего, законопроект ориентирован на субъекты малого предпринимательства. Критерии отнесения компаний и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту – Закон №209-ФЗ).

В соответствии со ст.4 Закона №209-ФЗ установлена следующая градация субъектов малого предпринимательства:

Показатели

Микропредприятие

Малое предприятие

Размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС)*

60 млн рублей

400 млн рублей

Средняя численность работников

Не более 15 человек

Не более 100 человек

Суммарная доля участия государства и муниципальных образований, иностранных компаний и граждан, общественных организаций и некоторых других видов юридических лиц в уставном капитале

Не выше 25%

*Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Соблюдение первых двух критерий должно выполняться для отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Таким образом, средние предприятия (у которых выручка составляет 1000 млн рублей, численность - от 101 до 250 человек включительно) не подпадают под действие «надзорных каникул».

79.png

Виды проверок, подпадающие под действие законопроекта

Перед тем как перейти к рассмотрению установленных законопроектом привилегий для малого бизнеса, разберемся, что подразумевается под плановой проверкой.

Напомним, что порядок прохождения неналоговых проверок (т.е. проверок, не связанных с правильностью исчисления налогов и страховых взносов) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон №294-ФЗ).

Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов  (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ).

Как компании либо индивидуальному предпринимателю узнать попал ли он в перечень плановой ревизии? Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п.7 ст.9 Закона №294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в Интернете. Для того, чтобы узнать интересующую информацию организации либо предпринимателю относительно 2015 г., достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2015.

71.png

Итак, законопроектом предусмотрен мораторий только в отношении плановых проверок и не освобождает добросовестных субъектов малого предпринимательства от остальных видов проверок.

А кроме плановых проверок существуют еще и экстренные или внеплановые проверки, которые  проводятся в случаях:

-истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (пп.1 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ);

-поступления в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав потребителей (пп.2 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ).

Таким образом, действие Закона №294-ФЗ (и законопроекта, вносящего изменения в Закон №294-ФЗ) не распространяется на иные виды вышеперечисленных неналоговых проверок, а также на таможенный, валютный контроль, банковский и страховой надзор,  государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов и ряд других видов контроля либо надзора (п.3.1 ст.1 Закона №294-ФЗ).

И в этой части власти могут также продолжать «кошмарить» бизнес.

Положениями ст.13 Закона №294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий - не более 15 часов в год  (п.2 ст.13 Закона №294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (п.3 ст.13 Закона №294-ФЗ). При подсчете часов должно учитываться время нахождения проверяющих на территории проверяемой компании либо индивидуального предпринимателя (Письмо Роспотребнадзора РФ от 21.01.2010 г. №01/549-10-32).

Одобренный в первом чтении законопроект не сокращает ранее предусмотренные ст.13 Закона №294-ФЗ сроки проведения проверок и в этой части для остальных участников бизнеса ничего не меняется.

96.png

Исключения из общих правил

Законопроектом установлены условия для применения «надзорных каникул». Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года, вступивших в законную силу:

- постановлений о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

- решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.2 ст.26 законопроекта).

Законопроект оперирует понятием «грубого нарушения законодательства». В самом КоАП РФ словосочетание «грубое нарушение законодательства» применяется в части:

- нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (п.3 ст.9.1 КоАП РФ);

-  нарушения норм и правил в области использования атомной энергии (п.3 ст.9.6 КоАП РФ);

- нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (п.5 ст.13.12 КоАП РФ);

- осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п.4 ст.14.1.1 КоАП РФ);

- осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (п.4 ст.14.1.2 КоАП РФ);

-  нарушения лицензионных требований в части государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.3 ст.14.17 КоАП РФ);

- нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (п.3 ст.14.55 КоАП РФ);

- нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (п.2 ст.18.13 КоАП).

- нарушения лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему (п.2 ст.20.8 КоАП РФ).

Но применительно ли к данным видам грубых нарушений будут осуществляться отсеивание кандидатов на право использования «надзорных каникул», пока непонятно. Поэтому, в подготовленном заключении по законопроекту (после первого чтения Госдумой) указано, что данная формулировка нуждается в уточнении, поскольку носит оценочный характер.

72.png

Кроме того, запрет на «надзорные каникулы» предусмотрен и в отношении определенных семи видов государственного контроля в части (п.5 ст.26.1 законопроекта):

а)  промышленной безопасности в отношении объектов I или II класса опасности;

б)  безопасности гидротехнических сооружений в отношении объектов I или II класса опасности;

в) эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;

г) обеспечения радиационной безопасности;

д) обеспечения защиты государственной тайны;

е) управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

ж) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

И если «запрещенный» перечень видов деятельности отбирался законотворцами «в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан», то непонятна причина появления в данном списке  управляющих и аудиторских организаций.

Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона №294-ФЗ. Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере, в том случае, если Правительство РФ включит их в перечень (п.1 ст.26.1 законопроекта).

50.png

Перспективы законопроекта

Действительно, законопроект направлен на сокращение количества плановых проверок для ряда субъектов малого предпринимательства. Однако законопроект содержит очень много исключений из общих правил. В случае принятия законопроекта в первозданном виде средние предприятия «выпадут» из претендентов на право применения «надзорных каникул».

В отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые все-таки попадут под мораторий плановых проверок, надзорными органами может быть легко инициирована внеплановая проверка. Достаточно поступления жалобы (например, от гражданина) о нарушении его прав.

Как уже было отмечено, жизнь малого бизнеса не ограничивается только одним видом проверок. Жесткий контроль также осуществляется со стороны налоговых, пенсионных, таможенных органов. А сфера интересов рассматриваемого законопроекта - только положения Закона №294-ФЗ. Поэтому существенного ослабления от прессинга всевозможных проверок малый бизнес не получит.

Предусмотренная мера все же является временной (период действия моратория - с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.) и по истечению указанного срока может быть отменена.

Кроме того, вызывает опасение и отсутствие самого механизма освобождения. Ведь для того, чтобы субъекты малого предпринимательства не попали в список проверяемых, нужно каким-то образом иметь подтверждение их статуса. А значит должна быть налажена система межведомственного взаимодействия с другими контролирующими органами. Такой порядок должен быть утвержден на уровне Правительства РФ.

Но, зная наш опыт межведомственного взаимодействия (так, например, в налоговых органах зачастую отсутствует актуальная информация о совершенных физическим лицом регистрационных действиях с автотранспортными средствами, а поэтому физическое лицо, сняв несколько лет назад транспортное средство с учета в ГИБДД может получить уведомление на уплату транспортного налога), можно предположить, что на практике будет работать пословица «спасение утопающих - дело рук самих утопающих!». Ведь сами субъекты малого предпринимательства заинтересованы не попасть в список плановых проверок.

Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)