Доверь свой бизнес
профессионалам
9:30 до 18:30
Москва, Щепкина, д. 8 info@rosco.su
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги компании

Причины назначения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка является особой формой контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства в части правильного исчисления и уплаты налогов. Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной.

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@) (далее по тексту «Концепция»), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок. План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. 

11.png

Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено.

Полномочия налоговых органов, порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. Также ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов, это Письмо ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

Налоговое законодательство не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают при получении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС от 18 ноября 2010 г. N АС-37-2/15853 "О возможности переноса выездной налоговой проверки").

7.png

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования. Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик. Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы  налоговых органов.

Внешними источниками являются информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ну и конечно не стоит забывать о том, что специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и так далее), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

16.png

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);

- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);

- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);

- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Обращаем Ваше внимание, что хотя анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, любое заинтересованное лицо может самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Эти критерии указаны в разделе 4 Концепции.

10.png

К ним относятся:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п. 1 Приложения N 2 к Концепции).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При оценке налогоплательщиком рисков назначения проверки по этому коритерию следует исходить из того, что в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика возможно возникновение убытков. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение 2-х и более календарных лет подряд. При этом рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По данному критерию оценивается деятельность налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

64.png

Согласно п. 3 приложения N 2 к Приказу сумма вычетов по НДС считается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (п. 3 приложения N 2 к Концепции).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий актуален для организаций - налогоплательщиков налога на прибыль, основан на анализе данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль и в отчете о финансовых результатах (приложение к бухгалтерской отчетности форма N 2) (п. 4 Приложения N 2 к Концепции).

По данному критерию оценивается изменение темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации за несколько отчетных (налоговых) периодов (как минимум, за 2-3 года).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ. Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. При оценке этого критерия принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение года).

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По данному критерию оцениваются налогоплательщики-индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ.

Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83% (п. 7 Приложения N 2 к Концепции).

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Наличие "цепочки контрагентов" принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53) (п. 8 Приложения N 2 к Концепции).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления N 53).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и так далее. НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)."Миграция" налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

44.png

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. 

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам - "мигрантам" с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями - налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков". Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок"; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Известно, что в своей работе ФНС использует и иные критерии, однако они, к сожалению, официально нигде не публикуются и предназначены только для служебного использования.

На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений и определяет необходимые мероприятия налогового контроля. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).

После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и или аффилированных лиц.

Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)