Доверь свой бизнес
профессионалам
Услуги

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

55.pngОбсуждаем Законопроект о внесении изменений в КоАП РФ

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 КоАП РФ» (далее – Законопроект) подготовлен в целях совершенствования административного законодательства в части ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Указанный Законопроект разработан Минфином России и предусматривает увеличение штрафов за грубое нарушение установленных законодательством РФ требований к бухгалтерскому учету, а также дополнит состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете.

33.pngЦель законопроекта

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, его целью является предотвращение нарушения требований к бухгалтерскому учету, обеспечение качества формируемой в бухгалтерском учете информации, которая используется широким кругом пользователей для различных целей.

Продекларированная Минфином России цель Законопроекта не может быть реализована без ужесточения наказания за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на ужесточение мер, по мнению Минфина России, реализация Законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что Законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции ст. 15.11 КоАП РФ в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления в установленном порядке уточненной налоговой декларации и исправления в установленном порядке ошибки в бухгалтерском учете.

46.pngРазмер штрафов

На сегодняшний день штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов стоит должностному лицу, как правило, 2000 руб. (минимальная планка значений, максимальная – 3000 руб.), о чем свидетельствуют решения по делам об административных правонарушениях (см. таблицу).

Примеры практики – судебные решения по ст. 15.11 КоАП РФ

Реквизиты дела

Суть искажений

Вердикт суда и размер штрафа

Решение по делу № 5-471/15 от 11.09.15 г.

Судебный участок № 6 по Кировскому району г. Уфы

Организация в установленный 180-дневный срок и на дату акта выездной налоговой проверки не представила документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0%. В связи с этим на 181 календарный день со дня отгрузки товара организация обязана исчислить соответствующую сумму НДС к уплате в бюджет. Неполная уплата НДС в бюджет составила за III квартал 2013 г. в сумме 2 717 325 руб. Данные нарушения привели к искажению сумм начисленных налогов на 87,59%

Директора признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Решение по делу № 5-217/2015 от 1.09.15 г.

Судебный участок мирового судьи № 31 Юргамышского района Курганской области

Организацией допущено занижение суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения более чем на 10%, поскольку сумма минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 г. составила 586 834 руб. 00 коп., по данным налогового органа, сумма минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 г. составила 796 719 руб. 00 коп. (796 719,00/586 834,00х100%=135%)

Управляющего освободить от административной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности

Решение по делу № 5-316/2015 от 12.08.15 г.

Судебный участок № 1 Каменского района Ростовской области

Организация занизила ставку добытого полезного ископаемого за июль 2014 г. на 0,9%, что привело к доначислению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за апрель 2014 г., на сумму 22 687 руб., что составляет 39% от общей суммы налога

Директора признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Решение по делу № 12-1806/2015 от 30.07.15 г.

Вахитовский районный суд г. Казани

Организацией была искажена строка 010 «Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» баланса 2013 г. (форма 0503730а) более чем на 10% в сумме 852,6 тыс. руб., в результате неотражения полученного по договорам безвозмездного пользования имуществом на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»

Руководителя признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Решение по делу № 5-9-169/2015 от 20.07.15 г.

Судебный участок № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области

В нарушение ст. 6,9,10 Федерального закона № 402-ФЗ по строке 010 забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» не показана стоимость земельного участка, что привело к искажению данных «Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» к «Балансу государственного (муниципального) учреждения» (форма 0503730) по состоянию на 1.01.2014 г. и 1.01.2015 г. в сумме 116 995 922 руб., что является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, повлекшее за собой искажение отчетности по указанной строке баланса на 100%

Директора признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Представители финансового ведомства отметили, что предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ административное наказание не является эффективным, поскольку установленные санкции на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. несоразмерны с уроном, который может быть нанесен пользователям недостоверных данных бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, в пояснительной записке к Законопроекту Минфин России подчеркнул, что незначительная разница между нижним и верхним пределами штрафных санкций, отсутствие санкций за повторное совершение административного правонарушения не позволяют индивидуализировать административную ответственность и учесть характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. 

Бухучет_Экспрес-аудит в подарок Бухучет_Экспрес-аудит в подарок

Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафных санкций (которые не пересматривались с начала действия ст. 15.11 КоАП РФ, т.е. с 1.07.2002 г.), предусмотрев их в пределах от 5000 до 10 000 руб. Эти суммы определены на основании установленных ст. 15.11 КоАП РФ штрафных санкций, пересчитанных с учетом инфляции за период с 2002 по 2014 г. За повторное совершение административного правонарушения установлены меры административного наказания в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Следует отметить, что в представленных решениях по административным делам директора (руководителя) как должностное лицо организации признавали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Обстоятельства того, что в штате сотрудников имеется бухгалтер, на которого возложена соответствующая обязанность, не исключает вины руководителя организации, и не снимает обязанности по контролю за ведением бухгалтерского учета, своевременном представлении полной и достоверной бухгалтерской отчетности (решение Вахитовского районного суда г. Казани от 30.07.15 г. по делу № 12-1806/2015 ).

39.pngОбновленный состав административного правонарушения

Действующая на сегодняшний день редакция ст. 15.11 КоАП РФ содержит, по мнению Минфина России, ограниченный состав административного правонарушения, а именно:

- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Законопроект предусматривает дополнение состава административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете:

- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;

- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

При этом понятие мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета содержится в Федеральном законе от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Кроме того, ст. 15.11 КоАП РФ устанавливается ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ (в отношении тех документов, между отсутствием которых и искажением показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности существует прямая связь).

28.pngСрок давности привлечения к административной ответственности

Давность привлечения к административной ответственности регламентируется ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.5 постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.05 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действия или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, административная ответственность в отношении должностного лица не наступит, если истек годичный срок давности привлечения к ней.

80.pngПРИМЕР

Организацией были более чем на 10% искажены суммы начисленных налога на прибыль организаций за 2013 г., а также НДС за 2013 г.

Данное административное правонарушение, выразившееся в искажении, не является длящимся, и срок давности по нему в соответствии с положениями части 1 ст. 4.5 КоАП РФ начинает течь с момента его совершения.

НДС уплачивается в бюджет по итогам налогового периода в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, налог на прибыль организаций уплачивается в порядке ст. 287 НК РФ по истечении налогового периода не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Совершение правонарушения начинается со дня истечения сроков уплаты налогов и подачи деклараций за 2013 г., т.е. с 21 января 2014 г. – по НДС и с 29 марта 2014 г. – по налогу на прибыль. Соответственно годичный срок давности привлечения директора к административной ответственности истек 29 марта 2015 г.

Протокол по делу об административном правонарушении в отношении директора по ст. 15.11 КоАП РФ составлен должностным лицом 12 августа 2015 г., т.е. по истечении срока давности. 

НУЛЕВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 4 ФСС

На основании п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (постановление Судебного участка № 22 Лебяжского района Кировской области по делу об административном правонарушении от 1.09.15 г. № 5-187/2015).

Законопроект вносит изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.

Отметим, что должностные лица по-прежнему будут освобождены от административной ответственности за административные правонарушения в следующих случаях:

- представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пп. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;

- исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности 24 сентября 2015 г. уже одобрила законопроект для рассмотрения на заседании кабинета министров.

КОМПАНИЯ ROSCO ПРЕДОСТАВЛЯЕТ БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ ПО ПРИЕМЛЕМЫМ ЦЕНАМ

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, Компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА № 36, 8 октября 2015 года

Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:
Рейтинг: А++1+++1+[%]
(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)