Уточненная декларация как повод для назначения повторной выездной проверки

Одной из многочисленных обязанностей налоговых органов является осуществление ими контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также ведение учета в установленном порядке учет организаций и физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также налоговых проверок. Проверки могут быть камеральные и выездные (ст. ст. 88, 89 НК РФ). Выездные в свою очередь подразделяется на первичные и повторные. Необходимость в проведении повторной налоговой проверке может возникнуть в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первичную проверку, или в связи с ликвидацией или реорганизаций налогоплательщика, но нас в данной статье интересует случай представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Вначале напомним, что повторная выездная проверка может проводиться независимо от времени предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

 При ее осуществлении такие ограничения как:

- запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;

- запрет на проведение более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года;

- запрет на проведение выездных налоговых проверок за период, за который проводится налоговый мониторинг - не действуют.

Еще одной особенностью проведения повторной проверки является, то, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки будет выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, налоговые санкции применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п.10 ст. 89 НК РФ).

Моментом, вызывающим спорные вопросы является определение периода, за который проводится проверка. Дело в том, что по общему правилу, указанному в абзаце 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, при проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки. По мнению налогоплательщиков, налоговый орган не вправе проверять период, который находится за пределами трех лет, поскольку об этом прямо говорится в п.10 ст. 89 НК РФ. По мнению же налогового органа, напротив, проверяемый, в ходе указанной повторной выездной налоговой проверки период, может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. Поскольку НК РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации с указанием суммы налога в размере, меньшем ранее заявленного, количество таких деклараций, период, за который декларация может быть подана, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в этой связи (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 апреля 2013г. N 03-02-07/1/13473).

Поддерживают данную точку зрения и суды. 

Так, при назначении повторной выездной проверки, один из налогоплательщиков (компания) посчитал, что проверяющий орган, выходя за установленный трехлетний срок, злоупотребляет своим правом на назначение и проведение проверки. Сложность данного дела состояла в том, что Общество подало уточненные налоговые декларации за 2009 год (годом проведения налоговой проверки) в 2011 году, после того как проверка уже была окончена. Решение о назначении повторной проверки было вынесено в 2012 году спустя год, после подачи уточненных деклараций, а вручено спустя два месяца после вынесения, то есть в 2013 году.            

Юристы компании посчитали, что решение о назначении повторной проверки необходимо признать недействительным, поскольку в данном случае проверка может проводиться начиная с 2010 года, а никак не с 2009 года, так как вручение налогоплательщику решения о проведении повторной выездной налоговой проверки должно быть произведено в календарном году его вынесения. Таким образом, в случае вручения решения о проведении проверки в 2013 году, инспекция теряет право на проведение проверки за 2009 год в связи с пропуском императивно установленного срока на ее проведение.

Однако налоговая инспекция решила, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению, налоговый орган не связан трехлетним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки. Иное толкование положений статьи 89 НК РФ, как указывает налоговый орган, означает наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания трехлетнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречило бы правовой позиции ВАС РФ, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09). В ином случае, исключается сама возможность проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки, в случае если соответствующая уточненная налоговая декларация представлена за период, находящийся за пределами трех календарных лет предшествующих году, в котором представлена такая декларация, что недопустимо.

В результате судебного разбирательства суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требования налогоплательщика. Основанием послужило содержание абзаца 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ прямо предусматривающего проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган.

Сразу скажем, что налогоплательщик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, которую суд оставил без удовлетворения.

Правильность принятия решения первой и апелляционной инстанций подтвердил в своем Определении Верховный Суд РФ, поставив точку в споре.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения о назначении повторной выездной проверки за пределами трехлетнего срока, указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки - 29.12.2012, в связи с чем спорный период (2009 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока.

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларацию за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. Налоговое законодательство не ограничивает возможность представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с указанной нормой.

Следует обратить внимание на то, что предметом повторной проверки, назначенной из-за представления вышеуказанной уточненной декларации, являются только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе такой проверки не могут быть повторно исследованы данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 8163/09 Налоговый орган, определив размер налоговой обязанности общества по результатам первоначальной проверки с учетом скорректированных показателей уточненной декларации, был вправе в последующем назначить проведение повторной проверки уточненных сведений).

Примечание: с хронологией рассмотренного спора можно ознакомиться по следующим документам:

- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2014 года по делу № А40-54040/2013

- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. N 09АП-21821/14 (ключевые темы: выездная налоговая проверка - уточненная налоговая декларация - порядок проведения проверок - подакцизные товары - табачные изделия);

- Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2015 г. N 305-КГ15-606 (ключевые темы: уточненная налоговая декларация - выездная налоговая проверка - экономические споры - акцизы — проверка).

Сроки хранения документов: мини-гид для компаний
НАЛОГИ, БУХГАЛТЕРИЯ
Сроки хранения документов: мини-гид для компаний
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/autsorsing/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:07 Кто отвечает за сохранность документов в компании? 03:17 Какие установлены сроки хранения документов? 04:26 Сколько хранить бухгалтерские документы? 06:28 Сколько хранить налоговые документы? 07:23 Сколько хранить кадровые документы? 08:04 Сколько хранить учредительные документы? 08:34 Какая ответственность за нарушение сроков хранения документов? Шкафы и полки в архиве компании заполнены до отказа документами. В течение какого срока обязательно хранить документацию? Как правильно отсчитать период хранения? Что грозит компании, если она досрочно уничтожит документы? Все ответы вы найдете в нашем видео. Здесь вы узнаете, сколько времени можно сохранять различные документы перед тем, как избавиться от них. Полезная информация для бизнеса! Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех изменений и соблюдать требования законодательства. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Оплата налога за самозанятых: неожиданный поворот! Кто действительно может это сделать?
Услуги специалистов: https://rosco.su/yurist/dogovory/soprovozhdenie/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:18 Как происходят расчеты с самозанятыми лицами? 02:16 Можно ли компании длительно сотрудничать с одним и тем же самозанятым лицом? 04:10 Как платит налоги самозанятый? 05:47 А можно ли передать право на уплату налога другому лицу? 🔔 Новости налогообложения самозанятых! 💸💼 "Оплата налога за самозанятых: неожиданный поворот! Кто действительно может это сделать?" 🔔 В нашем свежем видео мы расскажем о самых свежих изменениях в системе оплаты налогов, касающихся самозанятых граждан. Подготовьтесь к встрече с неожиданным поворотом в правилах налогообложения и узнайте, как эти изменения затронут возможности самозанятых граждан уплачивать налоги. 🔍 Вас ждет в видео: - Подробный анализ последних изменений в налоговом законодательстве. - Кто действительно может воспользоваться новыми правилами и как это сделать. - Каковы новые требования к оплате налога для самозанятых. - Практические советы по оптимизации налогов для самозанятых. - Экспертные мнения и статистика о влиянии этих изменений на самозанятых граждан. 💡 Полезные рекомендации: - Узнайте, как сократить расходы на уплату налогов. - Какие методы снижения налогов можно использовать в новых условиях. - Подробности и особенности налогообложения для разных категорий самозанятых граждан. 👥 Наши эксперты: - Мы пригласили финансовых аналитиков, налоговых консультантов и самозанятых предпринимателей, чтобы представить вам всестороннюю информацию. 📱➡️💼 Для тех, кто самозанят: - Как эффективно управлять налогами и оставаться в законном поле. - Новые возможности оптимизации уплаты налогов для самозанятых. 🚀 Не пропустите эту важную информацию о налогах для самозанятых! Узнайте о всех изменениях и новых возможностях прямо сейчас! 👉 Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех изменений в налогообложении и получать основательные советы по оптимизации финансов. Нажмите на колокольчик, чтобы не пропустить наши обновления! Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Бумажная революция 2024: Какие отчеты нужно сдавать в службу занятости?
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:07 Что изменилось в правилах передачи отчетности? 02:19 В каких случаях нужно подавать отчеты в Центр Занятости Населения? 04:17 Какие отчеты и в какие сроки необходимо сдавать в Государственную службу занятости? 🔥"Бумажная революция 2024: Всё о новых отчётах в службу занятости"🔥 ✨В этом видео мы подробно разберём ключевые аспекты предстоящей "Бумажной революции" 2024 года, которая радикально изменит подход к подаче отчётности в службу занятости. Готовы ли вы к новым требованиям электронного века? Узнайте прямо сейчас!✨ 📑С 2024 года компании столкнутся с необходимостью полного перехода на цифровую отчётность в рамках взаимодействия со службой занятости. Это нововведение затронет не только формат сдачи данных, но и расширит список требуемой информации.📊 🚀Мы обсудим: - Какие именно изменения вступят в силу и как они повлияют на работодателей и их HR-отделы. - Детальный обзор новых требований к отчётам, подаваемым в службу занятости. - Пошаговое руководство по переходу на электронную отчётность, с подсказками и лайфхаками. - Частые ошибки и способы их избежать при подаче отчётности в новом формате. - Экспертные мнения и рекомендации для бесперебойной адаптации к нововведениям. 📘Это видео станет вашим надежным путеводителем по новым правилам отчётности и поможет вам подготовиться к грядущим изменениям без лишнего стресса и спешки. 🕒Не откладывайте просмотр на потом, ведь информированность сегодня – это ваша экономия времени и ресурсов завтра! 💬Оставляйте ваши вопросы и комментарии под видео, делитесь собственным опытом перехода на цифровую отчётность. Мы ценим каждое мнение и готовы обсудить актуальные темы, которые вас волнуют. 👍Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные руководства о бизнес-процессах и управлении персоналом. 📢Вперёд к знаниям вместе с нами! Читайте также: https://rosco.su/consult/kakie-sdavat-otchety-v-sluzhbu-zanyatosti-v-2024-godu/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit