Доверь свой бизнес
профессионалам
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги

Защита прав на товарный знак

Интеллектуальная собственность (ИС) — неотъемлемая часть активов компании, которая полноценно приносит ему прибыль. Как и материальные ценности, она может стать объектом «внимания» со стороны злоумышленников или недобросовестных конкурентов. Однако невещественная форма существенно осложняет защиту ИС, и все действия по предупреждению преступного умысла или возмещению ущерба приходится предпринимать исключительно в нормативно-правовом поле. В полной мере это касается товарных знаков, логотипов и обозначений, чья функция состоит в уникализации фирмы и продуктов, которые она производит. С ростом узнаваемости бренда он чаще становится «жертвой» изготовителей контрафакта или других нарушителей закона.

Защита прав на товарный знак представляет собой комплекс мер превентивного и компенсационного характера, направленных на предупреждение посягательств или возмещение ущерба от них. Стоит рассматривать именно разнонаправленную совокупность шагов, так как по отдельности они не обеспечивают полноценность процедур. При посягательствах на сам знак необходимы одни меры, а при возмещении ущерба от контрафактной продукции — другие. К тому же, чтобы защитить свои нематериальные активы (НМА), необходимо сначала зафиксировать факт их принадлежности создателю и/или владельцу — зарегистрировать в государственных органах и получить документальное подтверждение этому.

РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА СТОИМОСТЬ


Необходимо учесть, что в случае с товарными знаками даже обеспеченные правовой поддержкой нематериальные активы уязвимы. Это связано с тем, что в законодательстве предусмотрен механизм их аннулирования по следующим причинам:

  • не используется или используется только в отношении части товаров/услуг, для которых он предназначался;
  • используется ненадлежащими лицами или неверным образом;
  • используется с изменениями элементов, влияющими на уникальность и возможность однозначной идентификации;
  • был зарегистрирован с нарушениями/ошибками.

В этих и ряде других случаев после окончания трехлетнего срока с даты оформления действие товарного знака может быть прекращено — чем сразу станут готовы воспользоваться недобросовестные конкуренты. Поэтому нужно отслеживать все особенности использования НМА в процессе деятельности.

ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Нормативные основы защиты прав на товарные знаки

Защита прав на товарный знак должна начинаться с момента его «появления на свет». С точки зрения законодательства им становится факт регистрации ИС. Процедуру проводит Роспатент, который для этого:

  • по факту заявки проводит предварительную экспертизу обозначения, перечня товаров и услуг, описания, уникальности и прочих обстоятельств — как того требует Гражданский Кодекс;
  • взимает пошлину за услуги;
  • принимает решение и выдает Свидетельство.

С этого момента знак начинает защищать Закон, что подкреплено положениями ГК РФ. Согласно его четвертой части в редакции от июля 2016 года, продукция, на которой незаконно размещены соответствующие обозначения, признается контрафактной. Это этикетки и упаковки товаров, услуги (в данном случае — помещение, где их оказывают, или униформа работников), рекламные материалы, интернет-информация и так далее.

Владелец, права которого ущемлены, вправе требовать прекращения выпуска и изъятия товаров, а также компенсации за причиненный ущерб. Максимально возможная сумма, которую может назначить исполнительный орган, на сегодняшний день составляет пять миллионов рублей. Нарушителей привлекают к ответственности — вплоть до уголовной. Органы, которые выполняют действие — Палата по патентным спорам, таможенные или антимонопольные инстанции, а также суды. Кто будет заниматься делом, зависит от обстоятельств, но защита прав на товарный знак — забота самого правообладателя или его профессионального представителя.

РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОЙ МАРКИ

Защита в административном порядке

Административными процедурами занимается Палата, Роспатент, ФАС и, в отдельных случаях, полиция. Они не предполагают материальной компенсации, только прекращение противоправных действий.

  • Владелец товарного знака может обращаться в Палату, если:
  • нужно восстановить пропущенные сроки или защитить общеизвестный знак, а также прекратить действие неиспользуемых НМА;
  • контрафакт отмечен обозначениями, похожими до степени смешения и не обладающими различительной способностью, а также государственной символикой, наименованиями из области культурного наследия;
  • нужно подать заявление против предоставления определенным знакам правовой охраны и так далее.

  • В Роспатент следует обращаться, если у собственника прекращен статус юрлица/ИП, у знака исчезли признаки общеизвестности или владельца заподозрили в злоупотреблении правами или недобросовестной конкуренции. В последнем случае также можно обращаться в ФАС. Это оперативный и не слишком «энергозатратный» способ отстоять свою правоту.
  • Возбудить дело об административном правонарушении может и ОВД, но в этом случае документы будут переданы в суд, и рассмотрение их займет немало времени. Также заинтересованные лица не смогут контролировать ход дела — сторонами выступают нарушитель и полиция.
  • Если правообладатель хочет получить материальную компенсацию, необходимо обращаться в судебные инстанции.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Судебные действия

Защита прав на товарный знак в судебном порядке необходима при рассмотрении споров о материальном ущербе и его взыскании с нарушителей. Все первичные действия также производит правообладатель или владелец лицензии. Перед обращением необходимо собрать доказательства, что нарушитель:

  • буквально воспроизвел обозначения;
  • использовал знаки, похожие до степени смешения и ассоциирующиеся у покупателей с исходным;
  • проигнорировал требования правообладателя прекратить незаконные действия.

Если товарный знак должным образом зарегистрирован, то его владелец сможет привлечь злоумышленников к ответственности. Он вправе затребовать запрет использования НМА и взыскание компенсации — от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Обращаться допустимо в арбитражные или Третейские суды, а также инстанции общей юрисдикции. Это сложный, длительный процесс — подготовка занимает до трех месяцев, а рассмотрение — до шести. Чтобы быть уверенным в правильности процедуры, следует заручиться поддержкой профессиональных, компетентных юристов. Компания «РосКо» поможет полноценно защитить права на товарные знаки заказчиков и добиться удовлетворения всех их требований.

Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)