Доверь свой бизнес
профессионалам
9:30 до 18:30
Москва, Щепкина, д. 8 info@rosco.su
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги компании

За какой период нужно восстанавливать налоговый учет?

За какой период необходимо восстановить данные налогового учета? Какие риски несет компания при отсутствии либо ненадлежащим образом ведения налогового учета?

Дороговизна услуг по восстановлению налогового учета нередко отпугивает заказчиков. Однако финансовые потери от отсутствия налоговой отчетности могут быть несопоставимы с ценой восстановления налоговой отчетности.

74.png

Глубина охвата налоговой проверки

Период восстановления налогового учета, прежде всего, связан с глубиной охвата налоговой проверки. По общему правилу, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления «уточненки» в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая «уточненка» (п.4 ст.89 НК РФ).

Практически это означает, что налоговые органы вправе проверить компанию только за три года, предшествующие решению о проведении налоговой проверки. Например, в апреле 2016 г. налоговыми органами вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки компании. В данной ситуации налоговой проверкой могут быть охвачены три года, предшествующие вынесению решения о ее проведении, то есть период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. включительно.

В каких случаях проводится восстановление налогового учета?

Восстановление налогового учета, как правило, проводится при отсутствии (полном или частичном) ведения налогового учета, налоговых регистров, выявления недостоверных данных, обнаружения количества ошибок при проведении аудиторской проверки и пр.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

12.png

Цель восстановления налоговой отчетности

В процессе восстановления налоговой отчетности выявляются ошибки, как приводящие к неполной уплате налогов, так и приводящие к переплате налогов.

Важно!
В том случае, если компанией не велся налоговый учет и, соответственно, отсутствовали регистры налогового учета, то при проведении выездной налоговой проверки будут дополнительно доначислены налоги, пени и штрафы.

Напомним, что ст.120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Размер наказания зависит от частоты и последствий совершенных нарушений.

Так, если эти деяния совершены:

- в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, - штраф в размере 10 тыс. рублей;

- в течение более одного налогового периода - штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Если совершенные деяния повлекли занижение налоговой базы, то штраф взыскивается в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей.

Нельзя забывать и про возможное наступление уголовной ответственности. На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции - до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).

Важно!
Определяя период восстановления налогового учета, необходимо помнить про срок хранения документов налогового учета.

83.png

Срок хранения налоговых документов

По общим правилам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (сборов) должны храниться не менее четырех лет. Причем это касается также данных бухгалтерского учета и документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Однако НК РФ установлены исключения из общего правила. Особые сроки хранения документов для подтверждения расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, предусмотрены гл. 25 НК РФ. Так, налогоплательщик обязан хранить первичные документы, которые подтверждают размер полученного убытка (в случае его переноса на будущие периоды), в течение всего перенесенного срока (п. 4 ст. 283 НК РФ, п. 7 ст. 346.18 НК РФ). А для хранения первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (4 года), исчисление которого осуществляется в специальном порядке. Так, срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (Письмо Минфина РФ от 26.04.2011 г. №03-03-06/1/270). Это вполне логично, поскольку налогоплательщик должен подтвердить в случае налоговой проверки правомерность начисления амортизации по объектам основных средств, исходя из сформированной первоначальной стоимости и срока полезного использования. И срок в четыре года в налоговом учете будет отсчитываться с момента окончания амортизации по объекту основного средства.

Особый порядок хранения документов установлен по убыткам прошлых лет. По мнению Минфина РФ (Письма от 25.05.2012 г. №03-03-06/1/278, от 23.04.2009 г. №03-03-06/1/276, от 03.04.2007 г. №03-03-06/1/206), списание убытков возможно только при представлении первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат. Налогоплательщик должен подтвердить еще и обоснованность возникновения такого убытка, представив первичные документы, на основе которых был сформирован отрицательный финансовый результат. Так, Президиум ВАС РФ (решение от 24.07.2012 г. №3546/12) пришел к выводу, что отражение в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов (только лишь на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов) нарушает порядок, установленный п. 4 ст. 283 НК РФ. Таким образом, первичные документы, подтверждающие объем понесенных убытков, должны храниться организацией в течение срока, в рамках которого полученный убыток будет формировать налоговую базу будущих периодов, но не менее четырех лет.

Исходя из этого, при заявлении в налоговой декларации по налогу на прибыль убытков прошлых лет, необходимо иметь в наличии документы, подтверждающие заявленный убыток.

Важно!
Восстановление налогового учета позволит владельцу бизнеса минимизировать налоговые риски, избежать претензий со стороны контролирующих органов, выстроить оптимальную систему внутреннего контроля, а в будущем – планировать свои налоговые платежи.

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Услуги по теме
Ведение бухгалтерского и налогового учета
от 4 500 руб./меc
Восстановление бухгалтерского учета
от 9 000 руб./квартал
Налоговый аудит
от 30 000 руб.
Восстановление налогового учета от компании РосКо!
Восстановление бухгалтерского учета от 9 000 руб./квартал
Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)