Цели инвентаризации

В чем суть проведенной инвентаризации? Для каких целей она проводится? Какие объекты учета должны быть охвачены инвентаризацией? 

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

Зачастую на практике инвентаризацию проводят формально, «для галочки», порой проведение инвентаризации начинается и заканчивается в кабинете бухгалтера и ограничивается только составлением инвентаризационных описей.

На сегодняшний день требование о проведении инвентаризации имущества содержится в следующих документах:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение о бухгалтерском учете и отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее по тексту - Методические указания). 

Основные цели инвентаризации определены в п.1.4 Методических указаний.

Важно!

Прежде всего, сутью инвентаризации является:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.
 
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Какие объекты учета должна охватывать инвентаризация?

Инвентаризация имущества компании должна охватывать основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

При этом инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (п.1.3 Методических указаний). 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. 

Важно!
Некоторые компании ограничиваются проведением инвентаризации только запасов, основных средств, ошибочно полагая, что остальное имущество и обязательства нет необходимости проверять, поскольку его невозможно визуально оценить, пересчитать. 

Как свидетельствует практика проведения аудиторских проверок, в ряде случаев, компании забывают провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности.

Не говоря о том, что такая забывчивость приводит к неподтверждению данных о величине обязательств, числившихся в учете компании, игнорирование инвентаризации расчетов чревато налоговыми последствиями.

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами позволяет выявлять безнадежные и сомнительные долги. Напомним, что порядок списания дебиторской задолженности и кредиторской задолженности установлен соответственно п.77 и п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н. В соответствии с данным порядком дебиторская и кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Так, для признания убытков в виде сумм безнадежных долгов необходимо наличие документов, подтверждающих существование безнадежного долга. В случае если компания не представила первичные учетные документы по дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, налоговые органы вправе исключить данные суммы из состава внереализационных расходов (постановление АС Московского округа от 17.07.2015 г. №А40-29510/2014).  

НЕДОСТАЧА ПРИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Важно!
Зачастую компания осуществляет списание безнадежной дебиторской задолженности на основании бухгалтерской справки, не имея больше никаких документов. 

Однако одной лишь бухгалтерской справки будет недостаточно для подтверждения списанной дебиторской задолженности.

Так, суд поддержал позицию налогового органа по исключению расходов из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, поскольку первичные документы, на основании которых организация определила сумму просроченной дебиторской задолженности, не представлены. При этом бухгалтерские справки к таковым документам не относятся (постановления АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А66-18300/2014, Поволжского округа от 16.06.2015 г. №А55-18535/2014, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 г. №А66-15812/2013). 

АУДИТ - !Инвентаризация АУДИТ - !Инвентаризация

Итак, приведем примерный перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации (при их наличии):

  • основные средства и объекты незавершенного капитального строительства;
  • нематериальные активы;
  • НИОКР;
  • оборудование к установке и прочие вложения во внеоборотные активы;
  • материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары, товары в пути, неотфактурованные поставки);
  • незавершенное производство;
  • расходы будущих периодов;
  • денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности;
  • финансовые вложения;
  • кредиторская и дебиторская задолженность (расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по социальному страхованию и обеспечению, расчеты с персоналом, расчеты с прочими дебиторами и кредиторами);
  • отложенные налоговые активы и обязательства;
  • кредиты банков и займы;
  • недостачи и потери от порчи ценностей;
  • доходы будущих периодов;
  • оценочные обязательства, условные обязательства;
  • имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах. 

Когда нельзя проигнорировать проведение инвентаризации?

Перечень случаев, когда инвентаризация имущества является обязательной, приведен в п.1.5 Методических указаний:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
  • в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

В завершение статьи отметим, руководство предприятия самостоятельно решает, когда проводить такие проверки, делать это самостоятельно или при помощи сторонних экспертов. Во втором случае стоимость оказания услуг по проведению инвентаризации будет оправдана качеством, оперативностью и гарантиями отсутствия ошибок. Непросто найти компанию, сотрудники которой хорошо знакомы с процессом и его тонкостями, могут подойти к вопросу беспристрастно. Объективные и грамотные услуги по инвентаризации доступны в «РосКо».

Мы в соцсетях Мы в соцсетях

Реорганизация бизнеса: проводим инвентаризацию
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Реорганизация бизнеса: проводим инвентаризацию
Услуги специалистов «РосКо»: https://rosco.su/audit/inventarizatsiya/ Для того чтобы составить достоверный бухгалтерский баланс при реорганизации необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. 1. В какие сроки должна проводиться инвентаризация? 2. На что нужно обратить особое внимание при ее проведении? На эти и другие вопросы ответила Управляющий партнер компании «РосКо - Консалтинг и аудит» Алена Талаш. Обязательно досмотри видео до конца и поддержи нашу работу ЛАЙКОМ!!! Компания «РосКо» еженедельно готовит для вас информационные ролики о налогах, праве и бухгалтерском учете. Читайте: https://rosco.su/press/reorganizatsiya-provodim-inventarizatsiyu Интересные видео: Реорганизация компании: составляем передаточный акт: https://www.youtube.com/watch?v=NSkkDjDwcGE&t=1s Решение о реорганизации ООО: https://www.youtube.com/watch?v=HPAVpy7rKVU&t=6s Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Instagram - https://www.instagram.com/rosco_consulting/ https://rosco.su/
Знакомимся с проектом ФСБУ «Инвентаризация»
Услуги специалиста: https://rosco.su/yurist/ Новое - это хорошо забытое старое Процедура инвентаризации подразумевает участие разных специалистов компании и разбивается на несколько этапов. 31 мая 2022 г. Минфин РФ опубликовал проект нового стандарта «Инвентаризация». Какие требования установлены к инвентаризации активов и обязательств? Таймкоды: 00:00 Вступление 01:12 Когда должна проводиться инвентаризация? 03:04 В каком порядке должна проводиться инвентаризации? 05:17 Как должна быть организована инвентаризация? 05:53 В каком порядке отражаются результаты инвентаризации? 06:35 Когда ФСБУ вступит в силу? Компания «РосКо» еженедельно готовит для вас информационные ролики о налогах, праве и бухгалтерском учете. Интересные видео: Реорганизация бизнеса: проводим инвентаризацию:https://youtu.be/9irph4ttWK4 Реорганизация компании: составляем передаточный акт: https://www.youtube.com/watch?v=NSkkDjDwcGE&t=1s Решение о реорганизации ООО: https://www.youtube.com/watch?v=HPAVpy7rKVU&t=6s Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Instagram - https://www.instagram.com/rosco_consulting/ VK - https://vk.com/roscoaudit https://rosco.su/
Когда наступает материальная ответственность работника? Трудовое право
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ). Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб? 1. Пределы материальной ответственности. 2. Какие документы должен оформить работодатель? В какие сроки? 3. Если сотрудник уволился, можно ли взыскать с него ущерб? 4. Только ли деньгами можно оплатить работодателю возникшей по вине работника ущерб? 5. Распространённые ошибки работодателей, из-за которых не возможно привлечь работника к материальной ответственности. Смотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://rosco.su/press/kogda-nastupaet-materialnaya-otvetstvennost-rabotnika/ https://rosco.su/kadry/kadrovoe-deloproizvodstvo/ https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.consulting/ https://rosco.su/ договор о материальной ответственности, трудовое право, трудовые споры, материальная ответственность, адвокат трудовой кодекс