Доверь свой бизнес
профессионалам
9:30 до 18:30
Москва, Щепкина, д. 8 info@rosco.su
8 (499) 444 0000
8 (800) 2222 450
Услуги компании

Реорганизация предприятия: кто платит налог на имущество, земельный и транспортный налог?

Общие правила уплаты налогов при реорганизации юридических лиц установлены статьей 50 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ). Если реорганизуемое лицо не оплатило или не смогло оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками). Оплатить налоги, а также пени правопреемник должен независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованного юридического лица указанных обязанностей. Помимо обязанности по уплате налогов (включая пени), на правопреемника   возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до того, как оно было реорганизовано. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении  обязанностей по уплате налогов (сборов) пользуется всеми правами, а также исполняет все обязанности предусмотренные для налогоплательщиков.

Вид реорганизации

Правопреемник (лицо, обязанное уплатить налог (сбор) после реорганизации))

Слияние

Вновь возникшее в результате слияния юридическое лицо

Присоединение

Юридическое лицо, присоединившее к себе другое юридическое лицо

Разделение

Юридические лица, возникшие в результате разделения(доля каждого определяется на основании разделительного баланса, либо по решению суда)

Выделение

Правопреемника по обязанности уплаты налогов не возникает (но выделившиеся юридические лица могут быть обязаны уплатить налоги по решению суда)

Преобразование

Вновь возникшее в результате преобразования юридическое лицо

 

 Транспортный налог

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов его правопреемника, поэтому правопреемник уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации (в г. Москва налогоплательщики уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 ст. 3 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге").

Налоговая декларация предоставляется по каждому налогу, подлежащего уплате и подается  правопреемником (также как и остальными налогоплательщиками) не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст. 363.1 НК РФ). Причем, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации (с остальными вариантами определения налоговых периодов вы можете ознакомиться, обратившись к п.3 ст. 55 НК РФ). Данное правило не применяется в отношении организаций, если из их состава  выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Обращаем Ваше внимание, что по тем налогам, налоговый период по которым установлен как месяц или квартал изменение налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст. 55 НК РФ).

При реорганизации транспортные средства реорганизованной организации переходят к правопреемнику, в связи с чем у него появляется обязанность по сдаче налоговой декларации. В декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованной организации и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами (Письмо УФНС России по г. Москве от 24 мая 2011г. N 16-15/050649@). Декларация предоставляется за весь налоговый период в налоговый орган  по месту учета организации-правопреемника. При заполнении налоговой декларации на Титульном листе по "по месту нахождения (учета)" указывается код "260" или "216" ( Приложение № 3 к порядку заполнения декларации, утв. Приказом  ФНС России N ММВ-7-11/99@ от 20.02.2012), а в верхней его части указываются ИНН и КПП правопреемника. В поле "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации. Код ОКАТО указывается того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или ее обособленные подразделения. В поле "ИНН/КПП реорганизованной организации" указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения.

Налог на имущество

В соответствии с п.1 ст. 386 НК РФ, налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Статья 374 НК РФ устанавливает, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Поскольку налоговое законодательство не предусматривает специальных правил предоставления налоговых деклараций в случае реорганизации, отчетность реорганизованного лица представляется в сроки, установленные НК РФ (Письмо Федеральной налоговой службы от 9 марта 2011 г. N КЕ-4-3/3609@ "О представлении налоговых деклараций при реорганизации организаций"). Также не установлена обязанность реорганизуемого лица подавать налоговые декларации до момента окончания осуществления им хозяйственной деятельности, поэтому, так же как и в случае с транспортным налогом, обязанность по уплате налога на имущество и подаче налоговой отчетности переходит на организацию-правопреемника. При этом, обращаем Ваше внимание, что движимое имущество, принятое правопреемником в январе 2013 года на учет в качестве основных средств на дату государственной регистрации прекращения деятельности последней из присоединенных организаций, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 мая 2013 г. N 03-05-05-01/16580 «Об учете для целей налогообложения движимого имущества, принятого правопреемником от присоединенных обществ, учитываемое на балансе в составе основных средств»).

Согласно пунктам 20 и 23 Методических указаний (утв. Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций") при реорганизации, заключительная бухгалтерская отчетность составляется реорганизуемой организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности реорганизуемой организации формируется на основе данных передаточного акта (разделительного баланса) и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности реорганизуемой организации.

Налоговая декларация по налогу на имущество подается в инспекцию по месту учета правопреемника (Письмо ФНС России от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203). При заполнении декларации на титульном листе необходимо указать ИНН и КПП правопреемника, а в поле "Налогоплательщик" - наименование реорганизованной организации. Присвоенные ей ИНН и КПП отражаются в специальных строках титульного листа. Также в разделе 1 и 2 декларации проставляется код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или объекты налогообложения.

Земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога являются организации обладающие земельными участками на праве собственности (п.1 ст. 388 НК РФ). Право собственности на такой объект как земельный участок возникает на основании государственной регистрации, следовательно и обязанность по уплате налога должна возникнуть только с момента государственной регистрации права. Однако, в рассматриваемом нами вопросе, это правило не работает и вот почему. Дело в том, что при реорганизации все права от реорганизуемого лица переходят к правопреемнику в силу закона, то есть при реорганизации правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Эта позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", а также Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме от 23 марта 2012г. N03-05-05-02/66.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у правопреемника возникает с момента его государственной регистрации.

При представлении реорганизованными организациями налоговых деклараций и налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу необходимо учитывать положения п.7 ст. 396 НК РФ, согласно которому в случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к количеству календарных месяцев в налогом (отчетном) периоде.

При заполнении декларации на титульном листе и других листах  налоговых деклараций по земельному налогу указываются реквизиты реорганизованной организации.

Если день окончания отчетного периода совпадает с днем окончания налогового периода применительно к прекращенной реорганизуемой организации, то уплачивается налог и представляется налоговая декларация вместо налогового расчета по авансовому платежу по земельному налогу за период осуществления деятельности.

После завершения реорганизации при исчислении земельного налога и представлении налоговых расчетов и налоговых деклараций необходимо учитывать, что налоговые расчеты и налоговые декларации по земельному налогу представляются начиная с отчетного (налогового) периода, в котором активы будут переданы на баланс правопреемника. На титульном листе и других листах налоговых расчетов и налоговых деклараций указываются реквизиты правопреемника, а именно КПП, присвоенный при постановке на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения ранее принадлежащего присоединенной организации земельного участка.

Если по месту нахождения реорганизованных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации за последний налоговый период реорганизованной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества, если они не были представлены реорганизованными организациями до завершения реорганизации ( Письмо Минфина России от 26.06.08 N 03-05-04-01/26). При этом, при расчете среднегодовой стоимости имущества остаточная стоимость имущества на 1-е числа месяцев, следующих за месяцем передачи активов на баланс правопреемника, равна нулю.  На титульном листе и других листах налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по налогу на имущество организации указываются реквизиты реорганизованного лица.

В заключение отметим, что положения, касающиеся бухгалтерской отчетности при реорганизации, порядок заполнения декларация по налогам, а также права и обязанности правопреемника носят общий характер и подлежат применению при исчислении и уплате любого налога. При этом, сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная компанией до ее реорганизации, подлежит зачету в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованной организации по погашению недоимки или задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации.  

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного до реорганизации налога, распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога подлежит возврату его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в порядке, установленном главой 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» НК РФ. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Материал подготовлен Бойковой Т. Н. Экспертом Компании «РосКо»

09 октября 2013 года

Читайте также:

Реорганизация

Реорганизация предприятия: налоговые проверки

Реорганизация путем присоединения: правовые аспекты


Год основания
компании «РОСКО»
2004
Рейтинг:

(по итограм 2009 года —
А++1+++1+[%])
Профессиональная
ответственность
застрахована
Членство в профессиональных организациях:
СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)
Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)
НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)
Репутация компании:
Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)
Премия «Национальная марка качества» 2015
Компания включена
в реестр надежных
предприятий г. Москвы
Сотрудничество:
Деловой Клуб
Шанхайской Организации
Сотрудничества
Членство в общественных
объединениях:
Московская Торгово-
Промышленная Палата
(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)