В связи с внесенными изменениями в порядок налогообложения движимых объектов, прокомментируем контрольные соотношения, опубликованные налоговой службой в части увязки показателей налогового расчета (налоговой декларации) по налогу на имущество.
Нововведения в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ, рассматривались в отдельной статье. Теперь рассмотрим вопрос: что могут проверить налоговые инспекторы в налоговом расчете (налоговой декларации) по авансовым платежам по налогу на имущество.
НЮАНСЫ ЗАПОЛНЕНИЯ АВАНСОВОГО РАСЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО
В конце 2014 г. налоговая служба опубликовала Письмо ФНС РФ от 24.12.2014 г. №БС-4-11/26596 «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций» (вместе с «Контрольными соотношениями...», утв. ФНС РФ 19.12.2014 г.) с обновленными данными контрольных соотношений.
Проанализируем взаимоувязку основных показателей в таблице:
№ п/п |
Проверяемое контрольное соотношение |
Суть проверяемых показателей |
Действия налоговых органов |
Раздел 1 |
|||
1 |
В разрезе каждого кода ОКТМО и КБК должно быть обеспечено равенство: р. 1 ст. 030 = (р. 2 ст. 180 - р. 2 ст. 200) + (р. 3 ст. 090 - р. 3 ст. 110). |
Итоговая сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет за соответствующий квартал, складывается из подлежащих уплате авансовых платежей, отраженных в разделах 2 и 3 за минусом соответствующих льгот. Начиная с отчетных периодов 2014 г. ряд налогоплательщиков рассчитывали авансовый платеж по налогу на имущество в двух разделах. В 1-ом разделе данные рассчитывались исходя из остаточной стоимости имущества, а во 2-ом - из кадастровой стоимости недвижимости (в части объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость). |
При неравенстве показателей, приводящих как к излишней уплате, так и завышению суммы авансового платежа, налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ). |
Раздел 2 |
|||
2 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство: - расчет за 1 квартал: р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050) / 4; - расчет за полугодие: р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080) / 7; - расчет за 9 месяцев: р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080 + р. 2 гр. 3 ст. 090 + р. 2 гр. 3 ст. 100 + р. 2 гр. 3 ст. 110) / 10. |
Средняя стоимость имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется как частное от деления суммы в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст.376 НК РФ). При этом значение остаточной стоимости на 01.01, в большинстве случаев, расходится с данными бухгалтерского баланса (в связи с наличием льготных объектов, а также имущества, не подлежащего налогообложению). |
Те же действия, как в п.1 |
3 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство: - расчет за 1 квартал: р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050) / 4; - расчет за полугодие: р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080) / 7; - расчет за 9 месяцев: р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080 + р. 2 гр. 4 ст. 090 + р. 2 гр. 4 ст. 100 + р. 2 гр. 4 ст. 110) / 10. |
Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется аналогично порядку, указанному в п.2. В графе 4 по соответствующим кодам строк 020-110 приводится остаточная стоимость льготируемого имущества. С 1 января 2015 г. в этих строках должна отражаться остаточная стоимость движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. (за исключением имущества реорганизованных, ликвидированных организаций, а также от взаимозависимых лиц). |
Те же действия, как в п.1. |
4 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение: если р. 2. ст. 130 0, то р. 2. ст. 140 0; если р. 2. ст. 130 = 0, то р. 2. ст. 140 = 0. Если р. 2. ст. 130 = 0 и р. 2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льготы по налогу на имущество. |
В строке 130 проставляется код налоговой льготы. Так, в отношении льгот: -по п. 25 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010257; -по п. 26 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010258 (Письмо ФНС РФ от 12.12.2014 г. №БС-4-11/25774).
|
На практике может возникнуть ситуация, при которой налогоплательщик ошибочно не проставил код льготы в строку 130, но привел показатели льготируемого имущества в строке 140. Тогда налоговыми органами будут осуществлены те же действия, как в п.1. |
5 |
По умолчанию: р.2. ст. 130 = 0, если р.2. ст. 130 0, то возможно неправомерное применение льгот. |
Налоговые органы будут проверять обоснованность применения заявленных льгот. Налогоплательщику будет выставлено требование о представлении документов, подтверждающих льготу. Такими документами могут быть акты о приеме-передаче объектов основных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств. При установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ). |
|
6 |
По умолчанию: р.2. ст. 140 = 0, если р.2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льгот. |
В строке 140 приводятся данные о средней стоимости не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды. |
|
Обратите внимание! Движимые основные средства, принятые к учету с 01.01.2013 г., подпадают в разряд льготной категории только в 2015 г., а поэтому требовать представления документов при проведении камеральной проверки декларации за 2014 г. в части этого имущества налоговые органы не вправе. |
|||
Раздел 3 |
|||
7 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение: если р. 3. ст. 80 "-" (пробел), то р. 3 ст. 090 = 1 / 4 (р. 3 ст. 020 - р. 3 ст. 030) x р. 3 ст. 050 x р. 3 ст. 070 x р. 3. ст. 080 / 100. |
Несмотря на то, что в пп. 7 п. 6.2 Порядка заполнения авансового расчета, строка 080 предназначена только для иностранных организаций, которые в отчетном периоде купили либо продали недвижимость, аналогичный порядок заполнения действует и в отношении российских организаций (Письма ФНС РФ от 19.05.2014 г. №БС-4-11/9523, от 19.06.2014 г. №БС-4-11/11793). Такой коэффициент рассчитывается в случае приобретения (продажи) недвижимости в середине года как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный объект находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В этом случае налоговыми органами проверяется расчет правильности применения специального коэффициента владения (п.5 ст.382 НК РФ). Например, организация приобрела объект недвижимости в апреле 2015 г., тогда коэффициент владения в годовой декларации будет отражен как 0,75. |
При неравенстве показателей налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ). |
В п.25 ст.381 НК РФ речь идет о движимом имуществе, принятом на учет после 1 января 2013 г., без указания диапазона амортизационных групп. Но, исходя из того, что имущество I-II амортизационной группы не является объектом налогообложения (независимо от даты принятия на учет такого имущества), законодатель отнес имущество III-Х амортизационной группы к льготируемому.