Статьи

Новые правила заполнения платежных поручений по налогам

Тэги: Налоги, Банки

17.01.2014

Содержание и форма платежного поручения должны соответствовать требованиям закона и банковским правилам (п. 1 ст. 864 ГК РФ).

Оно составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде и на бумажном носителе (п. 5.4. Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" - далее Положение N 383-П).

Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ, поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. В рассматриваемом нами случае таким поручением является платежное поручение, по установленной форме (Приложение 2 к Положению N 383-П). Правила составления платежного поручения установлены Приказом Минфина РФ от 24 ноября 2004г. N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

При заполнении платежного поручения важно не только воспользоваться нужной формой, но и указать правильно все необходимые для перечисления платежа реквизиты. Это:

- наименование "Платежное поручение";

- номер формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (0401060);

- номер распоряжения;

- дата составления;

- сумма платежа (цифрами и прописью - на бумажном носителе);

- реквизиты плательщика и получателя средств (Ф.И.О. - для физического лица, полное и сокращенное наименование - для юридического лица, адрес местонахождения/места жительства, ИНН, номер банковского счета);

- реквизиты банка плательщика и получателя средств (наименование, местонахождение, номер корреспондентского счета, БИК - банковский идентификационный номер в соответствии со Справочником банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации);

- очередность платежа;

- назначение платежа (наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов и др.);

- подписи плательщика и получателя средств.

Если платежное поручение составлено на бумажном носителе, то проставляется оттиск печати согласно заявленному банку образцу в карточке (Приложение №1 к Положению № 383-П).

С 01 января 2014 года правила заполнения платежных поручений изменились, в первую очередь это коснулось очередности платежа, замены кодов ОКАТО, указания основания и типа платежа, а также вводится новый реквизит «код». Рассмотрим все по порядку.

1. Очередность списания денежных средств со счета плательщика

В пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса внесены поправки, которые коснулись изменения очередности списания денежных средств со счета плательщика (действуют с 14 декабря 2013 года). Данные изменения были внесены ФЗ от 02.12.2013г. N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Поручение плательщика на совершение платежа исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, с соблюдением очередности списания (п. 3 ст. 864 ГК РФ), которая предусмотрена на случай недостаточности средств (при наличии достаточности на счете денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований, применяется календарная очередность).

Изначально существовало 6 очередей, однако постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П был признан не соответствующим части 1 ст. 19 Конституции и не применимым до внесения соответствующих изменений в ГК РФ абзац 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 14.12.2013), согласно которому платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (4-я очередь) предшествует перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (3-я очередь). В Постановлении N 21-П судом был сделан вывод о том, что списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, должны производиться в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых впервую и во вторую очередь. После вынесения Постановления N 21-П вопрос об очередности платежей регулировался законами о федеральном бюджете на соответствующий год.

Поэтому Закон N 345-ФЗ привел в соответствие с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ, а именно установил 5 очередей списания денежных средств при недостаточности их на счете плательщика:

- в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов – заработная плата;

- в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности – НДФЛ, взносы во внебюджетные фонды, иные налоги.

2. Замена кодов ОКАТО

С 1 января 2014 года вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) применяются коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). В новой версии ОКТМО, вступившей в действие с 01 января 2014 года, коды ОКТМО состоят из 11 знаков.

Чиновникам было поручено разработать таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО, проект данной таблицы был представлен Письмом Минфина России от 25.04.2013г. N 02-04-05/14508 "О составлении таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО". В настоящее время таблица существует уже в готовом виде, ознакомиться с ней можно на сайтеhttp://www.minfin.ru (Письмо Минфина России от 9 октября 2013 г. N 21-03-05/42211 "Об актуализации таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО").

На наш взгляд разработанная таблица не очень удобна в работе, проще воспользоваться самим классификатором ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013г. N 159-ст) и уже в тексте, воспользовавшись системой поиска, найти соответствующий вашему адресу код. Если самостоятельно найти код так и не удалось, можно обратиться в свою налоговую инспекцию и уточнить нужный код у налоговиков. К слову скажем, что в налоговой отчетности (декларациях) также вместо ОКАТО необходимо указывать ОКТМО.

3. Основание и тип платежа

С 01 января 2014 года дополнены новыми значениями основания платежа. Включены "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) организации-должника, собственником имущества должника-унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе банкротства; "РК" - погашение должником задолженности, включенной в реестр требований кредиторов в ходе банкротства; "ЗТ" - погашение при проведении указанных процедур текущей задолженности.

Также с 01 января 2014 года вступили в силу новые правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе платежей в бюджетную систему (типа платежа). В связи с чем был сокращен перечень типов платежа при внесении налогов с 11 наименований до трех. «ПЕ» - уплата пеней; «ПЦ» - уплата процентов. Во всех остальных случаях указывается «0». Указанные изменения должны позволить избежать ошибок, которые обычно допускались при заполнении данного реквизита.

4. Новый реквизит «Код»

Вводится новый реквизит "Код". В нем отражается такой параметр как уникальный идентификатор начисления (УИН). Код необходим для того, чтобы банки могли передать информацию о платеже в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГПМ). Узнать этот код можно у администратора платежа.

Требование о необходимости указывать его распространяется на распоряжения о переводе, формы которых установлены Положением Банка России N 383-П. Правила о реквизите начнут действовать с 31 марта 2014г. До этой даты в распоряжениях о переводе денежных средств, форма для которых установлена Положением Банка России N 383-П, в реквизите "Назначение платежа" указывается уникальный идентификатор начисления или индекс документа из извещения физического лица, заполненного за плательщика налоговых платежей налоговым органом, текстовая информация, предусмотренная Положением Банка России N 383-П, а также иная информация, необходимая для идентификации платежа. С 31 марта 2014 года УИН нужно будет указывать в реквизите "Код".

Уникальный идентификатор начисления указывается первым в реквизите "Назначение платежа" и состоит из 23 знаков: первые три знака принимают значение "УИН", знаки с 4 по 23 соответствуют значению уникального идентификатора начисления.


Материал подготовлен Бойковой Т. Н. Экспертом Компании «РосКо»

17 января 2014 года

Читайте также:

Бухгалтерское обслуживание
Новое в очередности банками списания денежных средств
Удержание по исполнительным листам: учет и налогообложение



Средняя оценка:
Рейтинг: 5 Голосов: 1
Оценки пользователей:
Голосов: 1
Голосов: 0
Голосов: 0
Голосов: 0
Голосов: 0
Поставьте рейтинг:


Возврат к списку